![](https://static.gazeta.ua/img/cache/gallery/491/491766_1_w_300.jpg?v=0)
Заседание парламентского большинства вне стен парламента 4 апреля было вторым случаем в истории независимой Украины. Такое же было в 2000 году. Но теперешний парламентский кризис похож только по форме, а не содержанию, считает политолог 43-летний Кость Бондаренко:
— Тогда была перестройка большинства, но была и идеологическая составляющая, — говорит эксперт. — Был бунт правой части парламента против левой. В 2000 году большинство объединило более 240 депутатов. Фактически состоялось переформатирование парламента под тандем Кучма-Ющенко. Это был сильный удар по левой части Верховной Рады — ПетруСимоненко, Александру Морозу. Отличительно то, что тогда все шло максимально гласно. Все происходило с постоянными заявлениями, открытостью. Делали так, чтобы не было никаких зацепок.
А теперь?
— Сегодня власть и оппозиция наделали много ошибок. Оппозиция оказалась не готовой и разбалансированной. Они не действуют как одна политическая целостность. Это же касается и их заявлений. В один день они могут сказать, что Рада больше не работает. На второй день — вроде уже и работает. Власть тоже делает ошибку. Во-первых, провластная часть действует так, чтобы не было гласности и прозрачности. Соответственно есть сомнения относительно легитимности их действий. Во-вторых, они почему-то не хотят принимать антикоррупционное законодательство. Это могло бы придать легитимность большинству вне парламента.
А если президент подпишет законы, принятые большинством вне Рады?
— Это значит, что президент признает это большинство. И такой сценарий для Януковича не очень удобен. Потому что в глазах людей более легитимной является оппозиция в Раде. В глазах власти — большинство вне парламента. Но если сейчас это парламентское противостояние, то после подписания законов президентом линия конфликта переместится на уровень президент — народ. Для Виктора Януковича это невыгодно, поэтому Администрация президента выжидает. Пауза нужна для договоренностей между парламентариями, чтобы они нашли компромисс. Тем более, выпустили Луценко. Это позволит оппозиции и власти объяснить свои договоренности.
Каковы варианты выхода из парламентского кризиса?
— Их три. Во-первых, переговорный процесс. Власть и оппозиция садятся за круглый стол и начинают договариваться. Это будет сложно, но все возможно. Второй вариант — обращение в Конституционный суд, чтобы он дал разъяснение легитимности действий парламентского большинства. Третий вариант — самороспуск парламента.
Самороспуск — реальный ход?
— Сейчас каждый пытается склонить ситуацию в свою пользу. Оппозиция хочет апеллировать к народу и иметь его поддержку. Провластное большинство хочет увидеть четкую и ясную поддержку от президента. Если ни народ, ни президент не активизируются, то начнут искать компромисс, потому что новые выборы никому не выгодны.
Почему?
— Потому что есть пределы ресурсной основы политической силы. Она подорвана как у власти, так и у оппозиции на выборах 2012 года. У всех политических сил нет гарантированного доверия от общества. Граждане сейчас думают о власти и оппозиции по принципу "чума на оба ваши дома!".
Какой вариант возможнее всего?
— Все закончится компромиссом.
Комментарии