— Много иностранных компаний пришли в Украину в 2004-м, в 2006 году и до кризиса 2008 года. Развивали направления, связанные с торговлей, потреблением. Украинцы покупали жилье, иномарки. Тогда люди не стеснялись тратить. Однако производство не прогрессировало. Пик явно еще ожидает нас, — говорит 39-летний Роман Матис, руководитель управления инвестиционной политики во Львовской областной государственной администрации.
Как отличаются области по уровню привлекательности?
— В целом во всех хорошие условия. Некоторые компании поглядывают со страхом на восток страны из-за близости к зоне конфликта. Но не всегда это сдерживающий фактор. И в тех областях есть ресурсы, которых не имеют западные.
Украина привлекает капитал тремя факторами. Доступное сырье, рабочая сила и энергоресурс. Львовщина имеет еще четвертый — близость к ЕС. У нас за прошлые два года появились хорошие зарплаты.
Какие предприятия вы пригласили сначала?
— Крупные. Первый проект — "Фуджикура" (японский производитель автокомпонентов и телекоммуникационных систем. — ГПУ). Строительство их первого в Украине завода — такой большой и быстрый проект, что японцы привезли директоров своих 20 мировых предприятий показать это. От идеи до запуска — 5,5 месяца.
Как я вижу это направление работы. Нужно идти к компаниям, которые 10–25 лет назад открыли предприятия на востоке Европы — в Польше, Румынии, Чехии, Словакии. Они сейчас не наращивают там производство, потому что за 20 лет все значительно поднялось в цене. Сырье подорожало. Зарплата выросла. Но работники разъехались из этих стран по Европе — туда, где платят еще больше. Этим компаниям невыгодно расширяться. А мы говорим: ребята, смотрите, что можно сделать рядом — в 200 или 400 километрах. Все, как в Румынии 20 лет назад.
Удается убедить?
— Да. Потому что не выдумываем нового, а идем чужими следами. У нас мало времени. Должны решить вопрос безработицы среди низко- и неквалифицированных работников за два-три года. Когда создаем 12 тысяч рабочих мест, обеспечиваем трудом неквалифицированных. Часть подучится. У некоторых работников появится возможность роста внутри компании. Продвинутся в должностях.
А пока наш козырь — дешевая рабочая сила?
— Это путь, который нужно пройти. Как будто по ступенькам подниматься. Можно перепрыгнуть, но это не всегда хорошо заканчивается для здоровья.
Как вы ищете предприятия?
— Сейчас делаем это самым дешевым способом. Мои работники составили перечень тысяч компаний. Пишем им на английском письма: "Уважаемый директор. Представляем администрацию украинской области на границе с ЕС. У нас все прекрасно, за два года открылись такие-то заводы. Оцените возможность размещения ваших мощностей у нас". Это — из пушки по воробьям, но разослали почти четыре тысячи писем.
Обращаетесь только к европейским компаниям?
— Нет, в бизнесе такого нет. У нас есть и азиатские. Хотя у них другая ментальность и сотрудничать сложнее. Однако с азиатами проще поладить через государственные институции. Их чиновникам — с нашими. Если ты начальник — они это признают.
Мэр Львова Андрей Садовый развивает туризм в городе. Его идея ошибочна?
— Меня как львовянина раздражают толпы туристов. В центре уже не отдохнешь. Но такова другая сторона туризма. Везде.
Львов похож на Краков по количеству населения, территории, архитектуре. У них можно многое перенять. Туристический Краков развит и в других направлениях. Наша городская власть остальные упустила.
Может ли Украина в чем-то быть первой, а не догонять мир?
— Может. Для этого должны проводить исследования, развивать разработки. "Фуджикура" сотрудничает с университетом "Львовская политехника", который выпускает инженеров. Японцы финансируют лабораторию в этом вузе, дарят электромобиль, который студенты разбирают. Они на практике видят, как и что с ним делать. Те навыки смогут расширять. Начнут думать, что упростить, как развить.
Какие рецепты успеха сработают независимо от области, региона?
— Бизнесу нужно не мешать. От государства ему нужны понятные правила игры. Здоровый подход к налогообложению. Бизнес готов платить налоги. Тем более — заграничный инвестор. На скидки в магазинах идут не только бедные люди. Здесь тот же принцип. Если для привлечения внимания нужно что-то ослабить на год-два-три — сделайте это, поощрите начать.
Успех привлечения инвестиций я измеряю двумя показателями — количеством созданных рабочих мест и уровнем оплаты труда. На первый год поставили задание, чтобы работники в этих компаниях получали 200 евро (6800 грн. — ГПУ) на руки. В конце 2016-го достигли этого на большинстве предприятий. На 2017 год была цель — 300 евро (10 200 грн. — ГПУ). Сейчас в среднем где-то так и выходит. Дальше ставим за цель — 400 и 500 евро. Тогда украинцы не будут ехать за границу.
Это будет побуждать и остальные предприятия поднимать зарплаты?
— Вынуждены будут тянуться. Некоторые компании предлагают питание, подвоз до работы, автоматы с напитками и едой, турник. Другие, чтобы конкурировать, дают все это плюс медицинскую страховку. За ними тянутся конкуренты — добавляют несколько тысяч на стоматологию.
54 предприятия и больше 12 тыс. рабочих мест созданы в 2016 году благодаря привлечению инвестиций на Львовщине. В прошлом году — 84 предприятия и больше 8 тыс. рабочих мест. Каждое такое в производстве создает одно-два в смежных отраслях.
В команду набрал людей до 26 лет
Роман Матис родился во Львове. Закончил тамошнюю коммерческую академию. Владел рекламным агентством.
В 2012 году объединил единомышленников в сообщество "И так поймут!", которое защищает права украиноязычных потребителей. Член координационного совета по вопросам применения украинского языка во всех сферах общественной жизни при министерстве культуры Украины.
Координировал комитет Майдана Львовщины.
В 2013 году стал советником главы Самбора. Впоследствии — внештатным советником главы областной государственной администрации по вопросам развития региона и привлечения инвестиций. В конце 2015 года возглавил новосозданное управление инвестиционной политики во Львовской областной государственной администрации.
— Набросал главе области черновой вариант стратегии развития Львовщины. Он ответил, что это классно. Только некому осуществлять — приходи и делай. Мое условие было такое: кадровые вопросы за мной. Набрал 10 людей — юристов, экономистов. 26 лет — это потолок по возрасту, — говорит Роман Матис.
Его жена Наталия — экономист и бизнесмен. Дочке Ирме 15 лет. Сыну Даниилу — 17.
Комментарии