— Для меня должность — тяжкий крест. Но мы живем в историческое время, о котором мечтали много поколений украинцев больше 300 лет. На нашу судьбу выпало это воплотить в жизнь, — говорит митрополит Киевский и всей Украины Епифаний, в миру Сергей Думенко, 39 лет.
Общаемся в его кабинете ректора Киевской православной богословской академии, что на территории Михайловского Златоверхого монастыря в столице.
Что должны понять о реформе церкви?
— Каждый православный украинец должен осознать, что у нас должна быть своя независимая церковь без иностранных влияний. Потому что когда ее руководящий центр находится в стране-агрессоре, то это влияние ощутимо. Церковь должна служить Богу и интересам украинского народа. Если станет мощной духовной основой для украинского государства, Москва потеряет влияние. Тогда на Донбассе прекратится война и вернем Крым, потому что Путин не будет иметь больше опоры в Украине. Я в это верю.
Многие обвиняют государство во вмешательстве в церковные дела.
— В Украине церковь отделена от государства. Но мы не можем отделить народ от государства. Процессы, которые происходят в украинском православии, призваны укрепить его позиции. Церковная безопасность — важна сейчас.
Государство всегда играло важную роль в становлении поместных православных церквей. Знаю по меньшей мере пять таких примеров. Сейчас между нами — хорошее конструктивное сотрудничество.
Какими будут ваши первые шаги как предстоятеля новой церкви?
— В течение месяца-трех должны сформировать руководящие органы. Предстоятель — это только глава. Руководит церковью вместе со Священным синодом и Архиерейским собором. Должен объединить всех вокруг нашего духовного центра — Киева как второго Иерусалима. В дальнейшем будем делать все, чтобы церковь была единой и стала примером для тех общин и священников, кто еще сомневается и присматривается.
Сколько времени может занять объединение?
— Не хотел бы делать прогнозы. Нужно упорно работать. А время будет способствовать нам. Господь все направит. Если будем заботиться об интересах церкви и украинского народа, то все увидят, что другого пути нет.
Чему вы научились от патриарха Филарета?
— Он жертвенный человек, духовный воин, который доказал, что правда побеждает. Избрал свой путь в 1990-х, когда появилось независимое украинское государство. Потому что верил, что в нем должна быть единая поместная православная церковь. Тогда немногие поддерживали его. Сейчас это увенчалось успехом. Фигура патриарха Филарета — больше любой должности. Его авторитет еще вырос после того, как отказался баллотироваться на предстоятеля новой церкви.
Какие у вас сейчас отношения?
— Общаемся. Он в приподнятом, хорошем настроении. Готов помогать, чтобы не потерять уже пройденный путь. Мы продолжаем строительство церкви на крепком фундаменте. Не начинаем с нуля.
Что будет с Киево-Печерской и Почаевской лаврами?
— То, что говорят на эту тему, в большей степени — провокации. Москва ожидает, что украинцы начнут силой отбирать святыни, которые находятся в духовной оккупации. Но мы не будем проявлять насилия. Должны утверждаться как единая церковь Украины. Монахи увидят, что она является канонической, благодатной с точки зрения вселенского православия. Им не останется ничего, как перейти.
Насилие и провокации выгодны тем, кто пишет сценарии в Москве. Должны быть мудрыми и не поддаваться на них.
Какие провокации возможны?
— Много их было на Тернопольщине, где храмы переходили из русской в украинскую церковь. Община определилась, 90 процентов парафиян выразили желание перейти. Но там привозили людей из других регионов. Были драки, недоразумения, ссоры.
Мы не поддерживаем призывов к противостоянию. Ничего не должно влиять на выбор общины. Сейчас люди спокойно переходят. Если не будет внешнего влияния, так будет и в дальнейшем. Но Русская церковь хочет показать миру, мол, решения Вселенского патриарха неправильные. Они ждут кровопролития. Но мы этого не допустим.
Многих украинцев возмутили действия священников Русской церкви в Украине, отказавшихся отпевать погибших на Донбассе бойцов и ребенка, который был крещен не в этой церкви.
— Священник не имеет права отказывать, особенно когда это касается смерти или крещения. В Запорожье батюшка отказался отпевать младенца, крещенного в Киевском патриархате. Это — российская идеология. Боялись признать существование независимой украинской церкви. Это и с человеческой точки зрения неприемлемо. Священник должен руководствоваться совестью, а не мотивами политического характера, которые разделяют людей. Совесть — голос Божий в человеке. Если его нет, он лишь носит название священника, а в сущности таким не является.
В каких изменениях больше всего нуждается церковь?
— Мы готовы к изменениям, которые не касаются вероучения. Должны способствовать тому, чтобы молодежь устремилась в храмы. Чувствовала себя там уютно, независимо от внешнего вида. Если человек впервые пришел в церковь, почувствовал этот призыв, то, придя во второй раз, в третий раз, он сам изменится. Если же ему сразу рассказывать, что он не так одет и что-то не так делает, никогда больше не переступит порог.
Должны учить людей с детского садика, воскресных школ. Взрослых также. Многие приходят на богослужение в великие праздники, знают некоторые обряды. Но глубинные вещи до конца не понимают.
7000 парафий насчитывает объединенная Православная церковь Украины. За 10 дней в нее перешли больше 20 парафий РПЦ в Украине на Виннитчине, четыре — на Львовщине, две — на Хмельнитчине, по одной — на Буковине, Закарпатье, Тернопольщине. Также — Спасо-Преображенский собор в столице.
В 1686 году Киевскую митрополию Константинопольского патриархата присоединили к Московскому. Многие историки считают, что это было незаконно и центр православия из Киева в Москву перенесли за деньги.
Десять лет работал с патриархом Филаретом
Сергей Думенко родился 3 февраля 1979 года в селе Волково Ивановского района на Одесчине. Рос в селе Старая Жадова Сторожинецкого района Черновицкой области. Родители — рабочие.
Закончил Киевскую духовную семинарию и Духовную академию УПЦ КП. Преподавал в Ровенской семинарии. Был секретарем митрополита Ровенского и Острожского Даниила, в миру Богдана Чекалюка.
После смерти митрополита в 2005-м два года учился на философском факультете Афинского университета. Стал преподавателем в Киевской богословской академии и возглавил кафедру филологии.
В 2007-м принял постриг в монашество с именем Епифаний. В следующем году стал секретарем патриарха Филарета, наместником Выдубицкого мужского монастыря, управляющим делами Киевской епархии УПЦ КП. Через год синод избрал епископом Вышгородским. С 2010-го — управляющий Переяслав-Хмельницкой епархией и ректор Киевской богословской академии.
В 2012-м возглавил управление по делам духовного образования УПЦ КП. 28 июня 2013 года избрали наместником и местоблюстителем патриарха Филарета на случай его смерти или болезни.
Владеет греческим и английским языками. Мать и один из двух братьев живут в родном селе. Сейчас оба брата — на заработках.
Томос вручат 6 января
18 апреля 2018 года — президент 53-летний Петр Порошенко обратился к Вселенскому патриарху 78-летнему Варфоломею с просьбой предоставить автокефалию. Обращение подписали представители всех православных конфессий Украины: Украинской православной церкви Киевского патриархата, Украинской автокефальной православной церкви и часть епископов Русской православной церкви в Украине.
11 октября — Константинополь объявил о снятии анафемы с 89-летнего патриарха Филарета.
27–29 ноября — в Стамбуле на синоде Вселенского патриархата согласовали текст томоса. На его основе приняли проект устава Украинской церкви.
15 декабря — в столице состоялся Объединительный собор. Избрали предстоятеля Православной церкви Украины митрополита Епифания.
6 января 2019 года, на Сочельник, митрополит Епифаний получит от Вселенского патриарха Варфоломея томос об автокефалии Украинской православной церкви.
Комментарии