среда, 22 июня 2016 05:30

"На ключевых должностях не должны быть люди, которым не доверяет народ"

 

- За время войны армия окрепла и духом, и опытом. Но - путем потерь и погибших. Чтобы развиваться, нужно смотреть вперед, а не воевать предыдущими войнами, - говорит экс-министр обороны и бывший народный депутат 58-летний Анатолий Гриценко.

Как оцениваете изменения в Вооруженных силах за два года войны?

- 2014-й с точки формирования армии потерян. Это понятно, потому что страна попала в плохой период. Никто не был готов. Но 2015 финансовый год также утратили. С высокой достоверностью это коснется и 2016-го, и 2017-го.

Для реформ нужен системный план изменений. До сих пор нет государственной программы развития Вооруженных сил, которой требует закон. Должен давать ответы на вопрос - кто, что, когда, за какие средства делает, с выходом на какой результат, кто контролирует процесс выполнения. Сейчас этого нет. Следовательно, сколько денег не вливай, их потратят, куда хотят или куда могут.

На днях президент утвердил стратегический оборонный бюллетень. Он был нужен еще два года назад. Я был министром обороны после первого Майдана. Первое, за что взялись - разработали стратегический план по развитию армии до 2011 года. Это была последняя такая государственная программа.

Какой был результат?

-  С 2006 года Минобороны издает книгу "Оборонная политика Украины". Там публикуют все расходы армии и состояние войск. Чтобы и налогоплательщики, и иностранные партнеры знали, куда тратять деньги.

Много говорят, что за годы независимости никто не рассматривал Россию как угрозу. Неправда. Мы разработали семь базовых сценариев возможных угроз и противодействия. - В частности, со стороны России. Этот документ с тремя нулями секретности видели полностью только четыре человека - президент, премьер, начальник Генштаба и министр обороны. Каждая боевая единица имела пошаговый план действий под все эти сценарии. Год тренировались и сдавали экзамены. После меня пришел уже десятый министр. Не знаю, как они поступили с теми документами. Думаю, большинство даже не знали, что они есть. Потому что приходили зарабатывать.

Какие шаги нужно предпринять, чтобы армия стала боеспособнее?

-  Армия - сложный организм. Нужное виденье. Могут ли его обеспечить министр обороны Степан Полторак и его предшественник Валерий Гелетей, которые пришли из внутренних войск? Их этому не учили. Их учили защищать власть от Майдана. Главнокомандующий мог бы привлечь специалистов. Но не делает этого.

В военной доктрине нужно зафиксировать базовые положения о том, как строить армию. Большую часть личного состава всех силовых структур - это свыше 70 тысяч, сориентировать на защиту страны и народа. А не власти от народа, как сейчас. Мы видели, как оснащен был "Беркут" во время Майдана и какими на фронт пошли солдаты.

На каких принципах строить армию?

-  Во-первых, на контрактной основе. Нужно ликвидировать принудительный призыв. Сейчас президент говорит, что новобранцы не пойдут в АТО. Тогда зачем вкладывать сотни миллионов в их подготовку? Чтобы что-то возили-носили?

Второе - резерв постоянной готовности. Армию невозможно держать в полной боеспособности в мирное время. Это очень дорого. Поэтому есть силы быстрого реагирования, которые должны быть постоянно боеспособны. И есть резерв, который через несколько недель или месяцев идет на усиление. Это заблаговременно подготовленные солдаты, сержанты, офицеры. Каждого закрепляют за частью. Ежегодно несколько недель проходят там подготовку. Так работает Нацгвардия США. В момент тревоги солдат приходит в часть и она - укомплектована и готова воевать.

Третье - силы территориальной обороны. Нужно брать пример из Швеции. Там каждое село - это взвод, район - батальон. В шкафу каждый имеет форму и снаряжение. Оружие - под охраной на складах, которые разбросаны по всей стране. Каждый знает, где возьмет свой гранатомет или пулемет. Они уже согласованы. Такие силы сначала нужно развернуть во всех пограничных областях. Они должны были бы замыкаться на армию. Порошенко же замыкает их на МВД. Следовательно, боится, что они придут за ним, как Майдан - за Януковичем.

Последнее, что должна решить страна во время войны - вопрос оборонно-промышленного комплекса. Следует дать четкие ответы - что нужно бойцам, кто это изготовить, в какой срок, сколько это будет стоить. Сейчас нет системного подхода в разработке и снабжении вооружения.

Министр обороны Степан Полторак заявлял, что реформы армии начались с изменения системы управления. В то же время Генштаб и Минобороны дублируют обязанности.

-  В Украине третий год продолжается внешняя военная агрессия. Применяются системы залпового огня, развернуты два военных корпуса в ЛНР и ДНР. Это не антитеррористическая - оборонная операция. Должна иметь другую систему управления. Первый уровень - президент как Верховный главнокомандующий. Следующий - его ставка, созданная на основе Генштаба. Далее - войска.

А у нас - АТО, регулируемая законом о противодействии терроризму. В соответствии с ним, первый заместитель председателя СБУ должен подключать ведомство и локализовать угрозу. Нужно оборонять страну, а президент стоит сбоку. Уже на этом этапе начинаются ошибочные вещи. Это как поставить систему управления "Мерседеса" на "Славуту".

Еще одна ошибка - кадровые назначения. На ключевых должностях не должны быть люди, которым не доверяет народ. В кризисных условиях такие ошибки следует исправлять немедленно. Их цена - очень высока. Для всех очевидно, что Виктор Муженко не оправдал доверия, а его до сих пор держат на должности начальника Генштаба. В 2014-м я говорил Порошенко, кого вижу на ключевых должностях в системе обороны. Он меня не послушал.

Кого именно?

-  Предлагал назначить начальником Генштаба генерал-полковника запаса Валерия Фролова. Имеет боевой опыт Анголы и Афганистана. Никогда не допустил бы котлов. Командующим АТО - генерал-лейтенанта запаса Сергея Горошникова из Ровно. Прошел Ирак и Афганистан, имеет два боевых ордена по операциям в других странах.

В конечном итоге назначение должностных лиц - это полномочия президента. Если бы они приносили успехи, вопросов не было б. Если опросить не на камеру солдат и офицеров об отношении к руководству Вооруженных сил, ответ никому не понравится. Нет доверия.

В Министерстве обороны говорят о переаттестации и сокращении штата.

-  Полторак сказал, что две трети работников министерства не прошли аттестацию. И выдает это за плюс. Степана Тимофеевича назначили летом 2014 года. И только сейчас он выяснил, что больше половины его офицеров - саботажников, воров или неадекватов? За такое гнать в шею нужно. Во время войны решения следует принимать моментально. Потому что это - необеспеченные войска, ненужные смерти и котлы.

Есть два принципа, которые должно гарантировать государство - безопасность и справедливость. Из АТО возвращается парень, незаконно взявший гранату и отвезший её домой. Нигде не использовал, а когда остановил патруль, добровольно сдал и признался. Ему дают шесть лет тюрьмы. В то же время за Минскими соглашениями хотят амнистировать стрелявших по нему. Не могу принять это.

Заместитель министра по вопросам оккупированных территорий Георгий Тука говорит, что военным путем Донбасс не вернуть. Какие видите варианты развития ситуации?

-  Еще ранее сотни мировых политиков как мантру повторяли: "Военным путем Путина не остановить". А дипломатическим - остановили? А санкциями - остановили? Санкции не достигли цели - преодолеть агрессию Путина. Тот эшелонами продолжает ввозить на Донбасс людей и технику. Поэтому разговоры о послаблении внешнего давления на Россию - аморальные. На Путина больше влияют не экономические санкции, которые достаточно ограничены, а цена на газ и нефть. Повлияли бы финансовые санкции: против ближайшего окружения, а впоследствии - против него самого.

Не стоит искать решения в одной плоскости. Война - не одномерная. Нужно прибегать к военным действиям и дипломатическим, и экономическим, и информационным. Они должны быть стратегически продуманы и скоординированны.

В школе называли по имени отчеству

Анатолий Гриценко родился в селе Багачевка Звенигородского района Черкасской области. Потом переехали в шахтерский городок Ватутино. Мать живет там и теперь. В школе его называли по имени отчеству. Говорит: "В классе были два Анатолия Гриценко, сидели за одной партой". Окончил суворовское и выше военное авиационное инженерное училища в столице.

Служил в строевых частях. Восемь лет работал преподавателем, впоследствии - на штабных должностях в Минобороны. С декабря 1999-го - президент Центра Разумкова. С 4 февраля 2005-го по 18 декабря 2007-го был министром обороны Украины.

Кандидат технических наук. Преподает политологию в Киево-Могилянской академии. В браке во второй раз. Жена - главный редактор газеты "Зеркало недели" Юлия Мостовая. Имеют четырех детей.

Сейчас вы читаете новость «"На ключевых должностях не должны быть люди, которым не доверяет народ"». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 35413
Голосование Какие условия мира и остановка войны для вас приемлемы
  • Отказ от Донбасса, но вывод войск РФ со всех остальных территорий
  • Замороження питання Криму на 10-15 років
  • Отказ от Крыма и Донбасса при предоставлении гарантий безопасности от Запада по всем остальным территориям
  • Остановка войны по нынешней линии фронта
  • Лишь полный отвод войск РФ к границам 1991-го
  • Ваш вариант
Просмотреть