— Арсений Петрович, возьмите морковку как символ президентской власти. Вручаю вам, — телеведущий 26-летний Алексей Дурнев протягивает 30-сантиметровый овощ руководителю фракции "Батьківщина" Арсению Яценюку.
Тот в четверг приехал в Винницу на первый митинг в рамках акции "Вставай, Украина!". До начала — 2 часа. Яценюк берет морковку, улыбается и шепчет на ухо Дурневу:
— Смотри, чтобы я тебе ее же в..пу не засунул. Харашо?
Морковку отдает помощнику. Телеведущий достает вторую из целлофана, хочет передать Яценюку. Двое высоких широкоплечих охранников его оттесняют.
В 14.00 съезжаются активисты из районов.
— За день до выезда всем перевозчикам пригрозили: если повезут людей на митинг — у них отберут лицензию. Наши из Литинского района пошли на хитрость. Купили шесть траурных венков, черные ленты и сказали, что едут на похороны, — рассказывает 43-летняя Людмила Щербаковская из областной организации "Батьківщини". — Большинство добирались рейсовыми автобусами.
Люди собираются возле кинотеатра "Россия". Дорогу, по которой должны идти митингующие, отгораживают дорожными конусами. "Свободовцы" разворачивают 40-метровый украинский флаг.
Под ветками широкой ели стоят двое мужчин. Топчутся по шишкам. 48-летний Петр Васюта жует кусок лимона. Он в кожаной куртке и норковой шапке. 50-летний Валентин Бердников повыше, надпивает коньяк из фляги:
— Сырая погодка, можно заболеть. Дождь передавали.
На фундамент памятника герою СССР Ивану Бевзу опирается 65-летний Михаил Трачук из райцентра Литин. Читает книжку "Солдаты удачи" Андрея Туманцева о российских выборах.
— Так оно и должно было быть, чтобы акции начались с Винницы. Это же центр Украины, и если их здесь поддержат, то и Восток потянется против Януковича. Здесь оппозиция в безопасности. Винница неугодна власти, наверное, уже 20 лет, — говорит. — Я добирался рейсовым автобусом, чтобы менты не останавливали. Жена не пускала, так я тайно поехал.
В квартале отсюда возле шести автобусов выстраивается сотня "беркутовцев". В 16.30 начинается митинг. Собираются около 8 тыс. людей. Говорят, многие не пришли из-за фальшивых листовок и сообщений по областному радио, что митинг назначили на 19 марта.
Движение транспорта перекрывают. Колонна идет к облгосадминистрации. Митинг устраивают на ее ступеньках.
— 18 мая на всеукраинском митинге объявим импичмент президенту, — говорит 38-летний Арсений Яценюк.
Рядом стоит руководитель "Свободы" Олег Тягнибок. Лидер УДАРа Виталий Кличко не приехал — был за рубежом.
— Банду — прочь! — выкрикивают собравшиеся, аплодируют.
— Пора Януковича забрать от корыта, зажрался уже! — выкрикивает 70-летний Владимир Свотко.
Один из самых молодых участников 9-летний Даниил Киуткивский стоит возле лидеров с плакатом "Свободу дяде Юре и тете Юле". Слова выведены красным фломастером, не очень ровными буквами.
— Я пришел сюда с дедушкой, плакат писал сам, — рассказывает Даниил. — Считаю, что президент плохо сделал, что ни за что посадил тетю Юлю и дядю Юру. Их нужно отпустить.
В пятницу лидеры оппозиции поехали в Ужгород. В городе — снегопад и -5°С. Дует сильный ветер. Люди кутаются в шарфы. Кучкуются.
— Держу зуб на Януковича, поэтому пришла сюда, — рассказывает Елена Уманец. Стоит в компании немолодых подруг. Из сумки вынимает конверт — ответ от Администрации президента. —Янукович говорил: "Почую кожного". Но в слове "почую", наверное, нужно одну букву заменить — "ч" на "х". Я обращалась к нему — писала, почему мой ребенок должен платить за услуги стоматолога в государственной поликлинике? Но вместо ответа получила отписку, — показывает письмо. — Почему мы должны это терпеть?
Рядом стоит мужчина. На шее у него портрет Юлии Тимошенко, вырезанный из календаря времен оранжевой революции, на голове — капюшон куртки.
— У меня сегодня день рождения, кстати. Родился 15 марта 1939 года, когда на Закарпатье шли бои между сечевиками и венграми, — говорит Олег Стецишин. — 74 года исполнилось. Жену дома оставил праздник делать, потому что в шестом часу родственники зайдут, а сам на митинг вышел. Сегодня как раз тот момент, когда нужно добиваться, чтобы этому человеку, — тычет пальцем в портрет на шее, — дать волю. Янукович забрал "Межигорье" и находится на свободе, а Юля Владимировна в такую зимнюю стужу, как сегодня, обеспечивала Украину и Европу газом, чтобы мы не замерзли. Так почему она должна сидеть?
Под Кукольным театром прячутся от ветра четыре женщины. Закрывают шарфом лицо.
— Вышла в город и услышала, что митинг. Решила идти. Если эта банда останется при власти еще хоть на полгода и если введут продажу земли, то китайцы будут у нас хозяйничать. А наши дети — у китайцев за тарелку супа работать, — громко говорит Мария Сичка.
Около 16.00 разворачивают транспаранты: "Юле волю", "За справедливые зарплаты", "За достойную пенсию". Люди поднимают флаги, направляются через пешеходный мост к пл. Шандора Петефи. Выкрикивают: "Зека прочь!", "Коммуняку — на ветку!" Возле гостиницы "Олд Континент" с толпой встречаются Арсений Яценюк и Олег Тягнибок. Их обступают люди.
— Было трудно добираться к вам — куча снега, страшные аварии. Но важно, что добрались несколько тысяч людей. Они пришли сказать свое "нет" Януковичу, — говорит Яценюк. — Люди перестали бояться.
Толпа оживляется: "Зе-ка — прочь!", "Зе-ка — прочь!".
К Яценюку подбегает цыган. Пытается ухватить его за рукав, что-то говорит.
— Да заберите вы его, ёлки-палки! — просит охранника, который идет рядом. Тот отводит цыгана в сторону.
— Арсений Петрович, мы земляки, — женщина в рыжей шубе берет Яценюка за рукав пальто.
— Вы с Буковины? — улыбается лидер "Батьківщини".
— Моя мама из Черновцов.
— Удачи вам, — Яценюк догоняет Тягнибока.
Возле памятника Тарасу Шевченко начинается митинг.
— В парламенте появилась сильная оппозиция, и теперь Янукович уже не контролирует парламент, — говорит Яценюк. — Наша задача — добиться досрочных президентских выборов и наша задача — победить.
— Украина провозглашена давно, но мы не имеем сегодня государства. Имеем так называемый донецкий криминально-олигархический клан, банду, которая просочилась к власти и правит на свой манер, — говорит 44-летний Олег Тягнибок. — Мы должны сделать такие шаги: выразить импичмент президенту, не допустить реванша диктатуры.
Акция заканчивается в 17.30. На заметенной снегом ступеньке у памятника остаются два автомобильных коврика. Их стелили под ноги Яценюку и Тягнибоку.
— Ну шо, идем на митинг? — спрашивает один мужчина другого на просп. Свободы во Львове. В субботу пьют кофе из пластиковых стаканчиков.
— Чего? Тех крикунов Яценюка и Тягнибока слушать? Дай мне микрофон, я и сам хорошо кричать умею, — отхлебывает кофе второй.
На улице -4°С, кругом кучи откинутого с проезжей части снега. Под памятником Шевченко собираются люди. Из колонок раздается песня "Лента за лентой патроны подавай". Стоит большой экран.
— Ну да, Кличко не приехал, — шатает головой первый. — Не уличный он пацан, аристократия. Ему лучше за рубежом переговоры вести, чем на митингах выступать.
Сторонники оппозиции собираются возле университета им. Франко. Через 30 минут направляются по ул. Коперника к памятнику Шевченко.
— "Свобода" придет — порядок наведет! — пытается скандировать женщина лет 50 в черных очках с ярко накрашенными губами.
Ее поддерживают недолго. Из магазинов выходят продавцы, фотографируют на мобильные. Присутствующих — около 5 тыс.
На главной сцене батюшка читает "Отче наш", все повторяют.
— Мы хотим посоветоваться с вами. Разве неправильно мы сделали, когда блокировали трибуну и добились поименного голосования? — спрашивает Тягнибок.
— Правильно! — гудит толпа.
— Разве неправильно делали, когда добились украинского языка в Верховной Раде?
— Пра-а-а-вильно! — ревет площадь.
— Он что, зомбирует народ? — затягивается сигаретой мужчина лет 35 на бордюре.
Возле киоска группами собираются студенты, кого-то ожидают.
— Наверное, по бабло пойдут, — кивает в их сторону 24-летний Сергей. Подает руку девушке, чтобы та переступила сугроб. — Мы когда-то, как за Юльку ходили митинговать, потом тоже так собирались, вызванивали организаторов, чтобы те заплатили. Они, правда, любили трубку не брать, — смеется.
В завершение митинга раздается Гимн Украины. Мужчины снимают шапки. Несколько парней не вынимают руки из карманов.
"Во второй раз люди не выйдут"
Люди сейчас готовы массово выйти на улицу, однако им не хватает искры, считает политолог 38-летний Александр Палий:
— 28 процентов украинцев готовы участвовать в акциях протеста, согласно опросам. Это очень много. Сейчас оппозиционеры должны лишь взять все под свой контроль, общаться с людьми, не бояться их, идти в народ. Главная задача: на Востоке и Юге страны продемонстрировать свою адекватность к ситуации. Не большая проблема — устранить режим. Но лидеры оппозиции должны показать, что у них в голове, что будут делать, когда получат власть. Тогда их поймут, услышат и поддержат.
Акции оппозиции — спонтанные и непродуманные, говорит политтехнолог 40-летний Денис Богуш:
— В Виннице вышло 10 тысяч людей, постояли на холодном воздухе, и что дальше? Каким будет первый, второй шаг оппозиции — не поняли. Оппозиционеры говорят, что будут досрочные выборы. Но у них для этого не хватит сил. Для чего тогда дергать людей? Во второй раз они уже не выйдут, если не увидят результата своих действий сейчас.
Комментарии
35