— Вчера выступал в Харькове. Огромный зал. 750 людей. Наибольшая наша беда и проблема — это отчаяние. С людьми можно вершить великие дела, если у них есть доверие к тому, что происходит в стране, — говорит 44-летний Виталий Скоцик, глава Аграрной партии Украины.
Встречаемся в его кабинете в офисе на столичной ул. Васильковской. Под стеной — книжный шкаф. На тумбе — свежий каравай. Виталий Евстафьевич привез его из Харькова.
— Два года езжу по Украине почти каждый день. В позапрошлом году, после революции, люди верили в быстрые изменения. А уже в середине 2015-го на фоне разочарования появился комплекс неполноценности: "Ну, как же так: мы — умные, богатые природными ресурсами, а ничего у нас не выходит". Нужно вернуть людям веру и доверие.
Теперешняя власть способна сделать это?
— Уровень недоверия к нынешним политикам — 80 процентов. При том не к кому-то отдельному, а в целом к этой когорте. Поэтому очень маловероятно, что эти персоны смогут получить доверие.
6 июля под Кабмином и Верховной Радой были протесты относительно слишком высоких коммунальных тарифов. Почему возникла такая проблема?
— Ситуация с тарифами — результат бездумной экономической политики правительства. При отсутствии цивилизованного рынка и государственного контроля балом правит коррупционер. Ярким доказательством этого являются "схемы Онищенко". Очевидно, что и Антимонопольный комитет, и НКРЭ являются участниками картельного сговора. А это уже должностные преступления. Сегодняшние платежки — это стяжательство. Люди доведены до отчаяния. Они не могут платить по новым тарифам. Те берутся из "воздуха" и учитывают лишь интересы монополистов-олигархов. Я еженедельно встречаюсь с людьми. Их беспокоят такие проблемы: тарифы, низкие доходы, война, страх голода.
Проблемы в стране власть списывает на войну с Россией. При этом третий год говорят о борьбе с коррупцией, однако ни одной "большой рыбины" не задержали и не посадили в тюрьму. Почему так?
— Нынешняя власть объясняет состояние дел в государстве войной — АТО. Объясняет это внешнеполитической ситуацией, которая для Украины не является определяющий: мы не интегрированы ни в мировой рынок капитала, ни в рынок рабочей силы, лишь частично в рынок товаров. В первую очередь причины такие: тотальная коррупция, отсутствие продуманной экономической политики, бездумная валютно-денежная политика Нацбанка, нерациональное использование государственной собственности, злоупотребление земельными ресурсами. Это — иллюстрация непрофессиональности. Коррупция стала частью государственной машины. Украину спасет новая модель государства.
А именно?
— Нам нужна новая Конституция, новая доктрина права, самая глубокая децентрализация, современная инновационная модель экономики. А стартовой площадкой для глубоких экономических реформ должен стать высокоиндустриальный аграрный сектор. Реализовать эти задания нужно в ближайшие три года.
Аграрная партия не принимала участия в парламентских выборах 2014 года, а на местных в прошлом году получила в целом по Украине больше 7 процентов голосов. При том, что проходной процент в Верховную Раду, — 5. А как вам это удалось?
— На местных выборах в прошлом году мы делегировали 9900 кандидатов в депутаты. Прошли почти 3700. Коэффициент полезного действия — около 40 процентов. Мы — номер один в этом направлении.
Эти люди представляют преимущественно аграрный сектор?
— 30 процентов на то время были аграрии и связанные с сельскохозяйственным производством. Больше 10 процентов — научных работников и педагогов. Столько же — представители медицины, 6 процентов — священнослужители. Члены Аграрной партии приблизительно пропорционально представляют все слои общества.
Планируете идти на парламентские выборы?
— А по-другому как? Готовим 225 кандидатов в депутаты на мажоритарные округа и 225 — для списка, то есть полный состав Верховной Рады.
Чем отличаетесь от других политических сил, в первую очередь тяжеловесов?
— Социальной базой Аграрной партии является средний и мелкий владелец. Это — альтернатива сегодняшней олигархической власти.
Кто из известных людей входит в вашу политическую силу?
— Этот процесс — в движении. Как прототип парламентских комитетов и центральных органов исполнительной власти мы формируем советы Аграрной партии. Так, медицинский возглавил нейрохирург, президент Медицинской академии наук Виталий Цимбалюк. Спортивный — олимпийская чемпионка по спортивной гимнастике Стелла Захарова. Художественным будет заниматься композитор Александр Злотник, совет промышленного развития возглавит экс-министр Владимир Шандра. Идет формирование советов по экономическим, социальным и правовым вопросам, по безопасности. Они станут основой альтернативного правительства, средой подготовки кадров. Государством должны управлять специалисты. Не хотим прийти в парламент и год-два разбираться, что происходит в стране. Мы должны сразу взяться за дело.
Кого считаете своими основными конкурентами?
— Наши враги — коррупционеры и олигархи. Главные оппоненты — власть и популисты, которых объединяют пустые обещания.
В нашем понимании вся теперешняя политическая система — это прошлое. Общество за последние 25 лет сделало пять шагов вперед. Бизнес — так же. А политическая система, к сожалению, застряла в 1990-х.
Рынок земли стоит открыть?
— Сегодня делать это ни в коем случае нельзя. Это не просто купи-продай. Это — национальное богатство. У нас есть две самых ценных вещи — это люди и земля.
Мы должны гарантировать: эта земля принадлежала 50 с лишком поколениям украинцев, и в дальнейшем будет принадлежать не меньше, чем 50 поколениям. Мир нашел инструменты регуляции обращения земель сельскохозяйственного назначения. Их 17. У нас работают только два. Нет земельного кадастра, земельного банка. А он должен был бы гарантировать: 32 миллиона гектаров пахотной земли, которые есть в Украине, всегда будут 32 миллионами гектаров пахотной земли. И будут эффективно использоваться. Мы говорим: не дадим продать-украсть украинскую землю, как фактически украли всю промышленность.
А если не сделаем этого?
— Тогда потеряем землю. Украинцы будут наймитами на ней. В мире достаточно желающих купить наши черноземы.
Сможем вернуть Крым и Донбасс?
— Если будем совсем слабы, то у нас заберут всю страну. Мы никому в этом мире не нужны. Это нужно понять. Нам нужно выстроить сильную экономику, безопасность и справедливое общество. Тогда проблем с возвращением Донбасса и Крыма не будет.
У вас есть фото, где вы — с бывшим главой Верховной Рады, одним из патриархов украинской политики Иваном Плющом. Что вам дало знакомство с ним?
— Проводил с ним много времени. Я говорил 0,5 процента, и то за большое счастье, а 99,5 — это Иван Степанович. Он запретил публиковать, что услышал от него. Но историю нашего государства знаю не из учебников, а от человека, который его строил.
Иван Степанович говорил: "Власть не дается в награду. Власть — это тяжелая ноша и наказание. Когда получаешь ее, в первую очередь подумай — за что тебя Бог наказал".
Вы выросли в селе и наверное мечтали о какой-то городской профессии. О какой?
— Да нет. В детстве хотел быть председателем колхоза.
Что с тех времен запомнилось больше всего?
— Мама работала учительницей начальных классов. На декрет давали три месяца. Поэтому меня носили ко всем бабушкам, которые жили на нашей улице. Мама утром шла в школу, меня одевала, выводила на дорогу, а я выбирал — к какой бабушке идти. Они очень интересно рассказывали о жизни. А еще были хорошими поварихами. Баба Маруся мазала хлеб маслом и повидлом. Это были мои любимые лакомства. Другие бабушки угощали размоченным хлебом в сахаре.
Если завтра вдруг появится один полностью свободный час — почему посвятите время?
— Чтению. У меня много книжек.
Любит кататься с детьми на конях
Виталий Скоцик после учебы в сельскохозяйственной академии продолжил образование в Соединенных Штатах Америки. Первый в Украине доктор наук в отрасли стратегического менеджмента. В США и Великобритании возглавлял аграрные предприятия. По возвращении на родину работал в сельскохозяйственной отрасли. В позапрошлом году возглавил Аграрную партию Украины.
С женой Татьяной воспитывают трех детей.
— Наименьшей Даринке 6 лет, Даниилу — 10 и Диане — 17, — говорит Виталий Скоцик. — Живем под Киевом в частном доме. Имеем три сотки огорода и теплицу. Поэтому все продукты у нас — домашние.
Любит кататься с детьми на конях. Своих лошадей не имеет.
Комментарии