четверг, 16 марта 2006 19:56

"Кивалов выборы не фальсифицировал"

Автор: фото: Андрей ЕЛОВИКОВ
  Михаил Рябец говорит, что с большим уважением относится к Леониду Кучме и называет его ”своеобразным дядькой”
Михаил Рябец говорит, что с большим уважением относится к Леониду Кучме и называет его ”своеобразным дядькой”

За прошлый год Михаил Рябец задекларировал более миллиона гривен. Его адвокатские консультации — не из дешевых. Потому что он — бывший глава Центральной избирательной комиссии. Первой. Когда Рябец начинал, комиссия размещалась лишь в двух комнатах. И только в двух абзацах — закон о выборах. Рябцу пришлось, в сущности, создавать избирательное законодательство.

Последними парламентскими выборами руководил именно он. Работать дальше в ЦИК, когда закончился его срок, не хотел: дескать, стало неинтересно. Хотя и приближались президентские выборы. На них, считает Рябец, должен был победить Янукович. ЦИК и Кивалову нужно было всего лишь придерживаться закона, подсчитывая голоса. Так, как это всегда делал Рябец.

Сейчас он возглавляет "Фонд содействия демократическим выборам" — почти целый этаж офисного центра на улице Артема в Киеве. Возле лифта вежливо встречают охранники. Весь этаж устлан коврами в кремовых тонах и с восточными узорами.

— А ты думал, я где-то в хрущобах работаю, — улыбается Рябец, выходя из-за большого, светлого дерева, стола. На нем — ни бумажки, ни папки. Только подставки со множеством разнообразных ручек. Слева — иконы в серебряных окладах. На стенах — пейзажи Закарпатья, откуда Рябец родом, городские пейзажи Одессы. Кабинетом хозяин гордится: говорит, здесь побывали все украинские политики.

Была суббота. Кроме него и ассистента, в Фонде никого нет. Устраиваемся на диванах из белой кожи, друг против друга. Сбоку — камин. Присмотревшись внимательнее, можно заметить, что он декоративный, хоть и горит в нем пьезо-огонь. На камине — позолоченные часы, дорогие канделябры без свеч.

А ты думал, я где-то в хрущобах работаю

За два последних года журналисты о нем совсем забыли, хотя Рябец говорит, что относились к нему доброжелательно.

— Всегда вспоминаю по-доброму покойного Гию Гонгадзе. Он любил садиться на пресс-конференциях в первом ряду. Обязательно хотел чем-то выделиться. Особенным знанием закона, например, и все невпопад.

Мучил вопросами?

— Ну, так, по-доброму. Я ему говорил: "Георгий, ты задремал немного на пресс-конференции и задаешь вопросы, на которые я уже давно дал ответ. Ты поспи дома, а сюда приходи готовый. Почитай закон хотя бы один раз. У тебя впереди большая политическая жизнь, чтобы и я немного помог тебе в становлении". Так мы шутили. Он меня нигде не критиковал.

После того как уволился, мне не предлагали серьезную работу. Вообще, предложения были какие-то насмешливые: "А, может, поедешь куда-то за границу?". Неизвестно куда, в каком качестве. Причем это были люди, которые не принимали решений, — клерки из администрации президента. Я с большим уважением и сегодня отношусь к Леониду Даниловичу. Он такой своеобразный дядька. В вопросах работы ЦИК он почти всегда шел мне навстречу. Но я не понимаю, почему на протяжении многих месяцев после моего увольнения у него не нашлось возможности и времени встретиться, просто поговорить о жизни.

А раньше вы разговаривали просто?

— Отношения с президентом у нас были абсолютно ровные. Он не вмешивался в избирательный процесс. Потому что я вообще никому не давал такой возможности. Например, Мороз часто перед выборами, бывало, угрожал в СМИ, что вот мы обнародуем все пленки Мельниченко. Будто там есть разговоры Кучмы с Рябцом о фальсификации результатов выборов. Я как-то набрал его по телефону и говорю: "Я вам обещаю встречу в суде, и вы проиграете его позорно".

Подействовало?

— Резко все изменилось. Больше никогда Мороз об этом не говорил. С президентом вопрос фальсификации выборов или применения админресурса мы не обсуждали никогда. В январе 2002 года меня чуть ли не уволили по инициативе одного из заместителей главы администрации Кучмы. Вот как они меня там любили.

А как вас взяли советником Виктора Януковича?

— Меня не взяли. Я же не валяюсь на улице. В июле ко мне обратился Янукович, а я уже тогда возглавлял Фонд. Это был такой первый искренний разговор с ним. Он предложил мне стать советником. Я ему сказал: "Виктор Федорович, если вы думаете, что я буду пригодным для каких-то грязных технологий, то я здесь не помощник". Я, будучи советником и одновременно председателем Фонда, организовывал работу, чтобы провести честные выборы.

Почему же они не вышли честными?

— В фальсификации часто обвиняют Януковича. Однако те, кто имел возможность влиять на выборы, и те, кто выдвигал его в президенты, на самом деле не хотели его победы. У них были свои планы, которые развеял Майдан. Я могу навести сколько угодно аргументов. Например, избирательные штабы Януковича во всех регионах были сформированы из людей, которые или не знали, почему они там оказались, или знали, что не для обеспечения его победы.

И кто же это так сформировал его штабы?

— Те, кто имел реальную власть в регионах. Какую власть там имеет сегодняшний премьер-министр? А никакой. Что, он назначал глав администраций, районных или областных?

Кучма всех назначал?

— Точнее, ему готовили кандидатуры, а он только утверждал.

Вы рассказывали об этом Януковичу?

— Ему лично я об этом не говорил. Но его ближайшему окружению — неоднократно. Не знаю, почему они не реагировали. Мне было стыдно наблюдать за этой игрой, когда человека выдвинули, чтобы сжечь раз и навсегда.

Думаете, Верховный Суд принял решение под давлением общественности?

— Я думаю, что этому решению еще будет уделено очень много внимания. Оно действует, и мы должны его уважать. Но однозначно его признавать, как большинство юристов, я бы не стал. Я когда-то, может быть, напишу по этому поводу. Чтобы никогда в нашей истории такие позорные вещи не повторялись.

Что можете сказать о работе нынешнего состава ЦИК?

— Там есть многие первоклассные специалисты. Но, по-моему, сейчас они не действуют как единый организм. Люди из регионов обращаются к ним за разъяснениями. А в ответ получают непонятные отписки. Мне иногда за них просто стыдно. Ярослав Васильевич очень трудолюбивый человек.

На Бессарабке женщины предлагают мне продукты

Это я когда-то предложил его на должность секретаря комиссии. Но как организатор... Я не уверен?

Дорого ли стоит способствовать демократическим выборам? Каков бюджет вашего Фонда?

— Тратим столько, сколько поступает от благотворителей. В основном, это мои друзья по нынешней и бывшей работе, занимающиеся бизнесом.

У вас такие хорошие связи?

— Да. Но самое большее счастье это то, что сегодня я смело и свободно хожу по улице. Хожу на Бессарабку. Там женщины предлагают мне продукты. Говорят: берите, пан Рябец, потому что вы очень порядочный человек.

Вы вот говорили, что не брали взятки и не поддавались давлению. Но попытки были?

— Я очень толстый. На меня где сядешь, там и слезешь. Все должны осознать раз и навсегда: в ЦИК сфальсифицировать результаты выборов нельзя. Кивалов выборы не фальсифицировал. И Давидович не сфальсифицирует. Если и можно что-то сделать, то только на уровне участков, где подсчитываются голоса избирателей. На всех других уровнях... Это просто разговоры необразованных людей.

После почти трехчасового разговора Рябец попросил помощников поставить видео. Освящали храм на Закарпатье, построенный на его средства. Службу правил митрополит Владимир, хороший друг Рябца. Гости церемонии — Виктор Медведчук, Григорий Суркис, Виктор Балога. Все время они рядом.

— Это уникальные кадры, — комментирует Рябец. — Тогда я еще был такой худой.

Медведчук и Суркис на экране слушают службу с выражением глубокого смирения, крестятся.

Они что, тоже верующие?

— Да нет, не думаю. Наверное, из-за телевидения приезжали.

6 октября 1959 года Михаил Рябец родился в селе Пилипец Закарпатской области
1982 — окончил исторический факультет Ужгородского университета
1989 — окончил юридический факультет Львовского университета
1994 — депутат Верховной Рады
1994–1996 — начальник управления юстиции в Закарпатской области
1997–2004 — председатель ЦИК
июль 2004 — председатель "Фонда содействия демократическим выборам"
июльдекабрь 2004 — советник премьер-министра Виктора Януковича

Сейчас вы читаете новость «"Кивалов выборы не фальсифицировал"». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 1
Голосование Как вы обустраиваете быт в условиях отключения электроэнергии
  • Приобрели дополнительное оборудование для жилья для энергонезависимости
  • Подбираем оборудование и готовимся к покупке
  • Нет средств на такое, эти приборы слишком дорогие
  • Есть фонари и павербанки для зарядки гаджетов, нас это устраивает
  • Уверены, что неудобства временные и вскоре правительство решит проблему нехватки электроэнергии.
  • Наше жилище со светом, потому что мы на одной линии с объектом критической инфраструктуры
  • Ваш вариант
Просмотреть