Ексклюзивы
понедельник, 16 июля 2007 09:38

"Кириленко, Луценко и Тимошенко — не те люди, с которыми можно строить Украину"

Автор: фото: Андрей ШМАТОВ
  Сергей Головатый в своем кабинете во вторник, 10 июля. Он уходит из политики, потому что, по его словам, ”не с кем строить демократическое государство”
Сергей Головатый в своем кабинете во вторник, 10 июля. Он уходит из политики, потому что, по его словам, ”не с кем строить демократическое государство”

С бывшим министром юстиции, народным депутатом всех созывов 53-летним Сергеем Головатым встречаемся в его офисе на столичной улице Сагайдачного. Он ждет у входа в кабинет. Увидев фотографа, шутит:

— Я же не в официальном костюме...

Показывает развешенные на стенах фотографии. На них он — и министр юстиции, и народный депутат. На полочке в шкафу — кукла, похожая на него. Головатому ее подарили сотрудники в Министерстве юстиции на День Святого Николая. Ей приклеили усы, из провода сделали очки и надели костюм.

Почему так неожиданно перешли на сторону коалиции?

— Это неправда. Я не становился на сторону коалиции.

Но как объяснить такое резкое изменение ваших взглядов?

— Я своих взглядов не менял. Но почему-то нашим людям тяжело понять текущий политический момент. Украинское общество еще недоразвито с точки зрения оценки политических процессов. Общество воспринимает политиков, которые воруют, врут, беспокоятся о себе, а не о народе. Зачем эти досрочные выборы? Цена их — потасовка, хаос, циничное отношение к законам, Конституции, к принципам демократии.

Это вы говорите о президенте?

— Конечно, — повышает голос Головатый и отбрасывается в кресле. — Ведь сам президент Ющенко признал, что досрочные выборы ничего не изменят в раскладе политических сил в парламенте. Правда, одновременно отметил — мол, "изменятся принципы отношений между фракциями"... Так нужны ли выборы только ради этого? Я не стою на стороне ни тех, ни других. Меня всегда интересовало одно — соблюдение законов и Конституции. Не признаю "ленинизма" как теории и практики революционной целесообразности. А поэтому не признаю Ленина, даже если он оранжевый, а не красный. Было ли это при Кучме, когда делали переворот в Верховной Раде и часть народных депутатов во главе с Медведчуком, Плющем, Кравчуком пошла в "Украинский дом". Или когда председателем Верховной Рады был Литвин, принимавший изменения в Конституцию мегафоном и без подсчетов голосов, — топотом ног и поднятием обеих рук. И никто их не считал. Или же сейчас, когда оппозиция оставила парламент, но это не имеет юридических последствий в принципе по этой Конституции. И потом договариваются два-три человека, как дальше делить общественные средства между собой. Это — "м еждусобойчик ". Я в этой ситуации не с кем. Я — за Конституцию. А Ющенко как президент, гарант, за все годы независимости проявил циничнейшее к ней отношение. Так не относился никто — ни Кравчук, ни Кучма.

Выгодно ли ему это?

— Я не хочу думать о его личной выгоде. Это человек, который очень любит деньги. Он уважает только богатых. Если человек умен, профессионален, но беден, для Ющенко это — никто. Эта вся катавасия затеяна исключительно возвращение лично Тимошенко и людей Ющенко к государственным средствам. Потому что сейчас ими распоряжаются "регионалы", социалисты и коммунисты. В целом, людей на высших ступенях украинской политики интересуют деньги. Я за два года не услышал программы президента, ни одного послания о том, каким он видит развитие страны.

Вы разочаровались и в Ющенко, и в политике в целом?

— В президенте Ющенко разочаровался очень. Я был министром десять месяцев и видел, что его не интересуют вопросы достройки правовых институтов государства. Интересует все, где есть личная выгода, личная власть. Я не увидел в нем государственника.

Разве не поступок государственного мужа распустить парламент, в котором коалиция десятками переманивала депутатов из оппозиции?

— Он незаконно распустил. И первый указ, и второй, и третий — они вне границ Конституции.

На досрочные выборы пойдете?

— Я не вижу смысла последующего пребывания в украинской политике. Не с кем строить государство на принципах Конституции, демократии и верховенства права.

Разве за мои 19 лет в политике кто-то сказал, что давал Головатому деньги?

Когда решили уйти из политики?

— После второго апреля. После того позорного указа, на какой даже Кучма не осмелился тогда, когда воевал с парламентом.

И тогда вы решили оставить политику и быть судьей в Европейском суде по правам человека?

— Здесь все не так просто, — улыбается Головатый. — От того, что я решил,  ничего еще не зависит. Процедура отбора и выборов судей чрезвычайно сложна. И если кто-то в "Нашей Украине" распространяет слухи о том, что моя позиция обусловлена желанием получить должность в Страсбурге, — это просто безграмотные люди, никогда не интересовавшиеся этой темой. Можно сказать, я случайно прошел национальный этап — потому что мог не попасть в тройку претендентов. Попал только со второго тура голосования. Теперь в Париже должно состояться собеседование в подкомитете по избранию судей Парламентской ассамблеи Совета Европы. Это также  непредсказуемая процедура. Зависит от того, кто будет на собеседовании. Месяц назад вернули список претендентов из Кипра. Члены подкомитета пришли к выводу, что из трех кандидатов один отвечает критериям, а другие нет.

Если все трое украинских кандидатов пройдут, то ПА СЕ будет голосовать в начале октября. Собственно, работа в Европейском суде по правам человека остается лишь одним из вариантов моей последующей профессиональной деятельности.

Какие есть еще варианты?

— Зависит от последующего развития событий. Откровенно говоря, я не хотел бы уходить из политики. Впереди еще же проработка следующих изменений в Конституцию. Как раз из-за этого я занялся творчеством — выпустил монографию "Верховенство права" из трех книг почти на 2000 страниц текста. Это совсем другой взгляд на Конституцию. Не такой, какой преподают в наших вузах и понимают 99 процентов профессоров по конституционному праву. Я хотел бы и в дальнейшем применять свои теоретические знания для улучшения украинской практики. В частности, преподавать теорию конституционного права. Я еще в поиске. Но однозначно могу сказать, что мне не по пути с "Нашей Украиной" и БЮТ. Кириленко, Луценко, Тимошенко — не те люди, с которыми можно строить Украину и развивать ее на европейских ценностях. Они демагоги, говорят неправду, занимаются популизмом. К сожалению, людям нравятся популистские лозунги.

Вы говорили, что после исключения из "Нашей Украины" от вас требовали 5 миллионов долларов за то, что были в их списке. Кто требовал?

— Это правда — требовали. Но какая разница кто? Если назову фамилии, будет судебный процесс. Записи у меня нет. Это было сказано моим друзьям: "Пусть вернет деньги". Но какие деньги? Я что, платил деньги или мне когда-то кто-то платил? Разве за мои 19 лет в политике кто-то сказал, что давал Головатому деньги? Или Головатый кому-то давал деньги? Такого не найдете нигде. Я не продаюсь. Думаю, в "Нашей Украине" действительно платили по пять миллионов за место. Говорят, сейчас уже доходит до десяти.

Общаетесь ли с кем-то из "Нашей Украины"?

— Иногда с ними встречаюсь, и они говорят: "Мы тебя поддерживаем, понимаем. Но мы вынуждены так делать". Все это потому, что хотят попасть в список. Это двуликая позиция, лицемерная. С тобой так — а с руководством по-другому. А я так не могу. У меня есть позиция, и я ее открыто выражаю. Это не означает, что я защищаю интересы коалиции. Это ситуативное совпадение, поэтому это не означает, что я формально к ним присоединился или их обслуживаю.

А предлагали присоединиться?

— Нет. Они знают, что не пойду. С ними практически контактов не поддерживаю. Только с Морозом общался, когда дарил ему свой трехтомник.

Что может навредить проведению досрочных выборов?

— Элементарно — указ о выборах выдан, когда нет юридического факта, удостоверявшего бы, что полномочия Верховной Рады прекращены.

Но зачитано 151 депутатское заявление о сложении полномочий...

— Так это же висит в воздухе. Это не юридический акт. Вероятные заявления, объявленные спикером, и больше ничего. Заявление депутата не является нормативным актом.

Тем не меньше все начали готовиться к выборам...

— Потому что так договорились. Давайте распустим суды, и пусть люди договариваются о собственности, о земле. Будут не нужны законы. Будем жить, как жили в средневековье. Это дико, это не государство ХХІ века. Тем более — европейского образца.

1954, 29 мая — Сергей Головатый родился в Одессе
1977 — окончил Киевский университет им. Шевченко, факультет международных отношений и международного права
1977–1990 — член Коммунистической партии
1989–1994 — один из основателей Народного движения, член Центрального провода
1990–2005 — народный депутат всех созывов Верховной Рады
1995–1997, 2005 — министр юстиции
2002 — народный депутат по списку Блока Юлии Тимошенко
2006 — народный депутат по списку блока "Наша Украина"
2007, апрель — исключен из фракции "Наша Украина"

Сейчас вы читаете новость «"Кириленко, Луценко и Тимошенко — не те люди, с которыми можно строить Украину"». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 1
Голосование Как вы обустраиваете быт в условиях отключения электроэнергии
  • Приобрели дополнительное оборудование для жилья для энергонезависимости
  • Подбираем оборудование и готовимся к покупке
  • Нет средств на такое, эти приборы слишком дорогие
  • Есть фонари и павербанки для зарядки гаджетов, нас это устраивает
  • Уверены, что неудобства временные и вскоре правительство решит проблему нехватки электроэнергии.
  • Наше жилище со светом, потому что мы на одной линии с объектом критической инфраструктуры
  • Ваш вариант
Просмотреть