Как только заходим в кабинет, Николай Томенко, 41 год, надевает пиджак. Подходит к окну. Из 11-го этажа его комитетского офиса хорошо виден левый берег Киева.
— Я контролирую здесь все. Видишь — Верховная Рада, Мариинский, частично Кабмин, — шутит. Говорит, что кабинет сделали, объединив две комнаты.
На столе аккуратно разложены папки, в стаканчике — подточенные карандаши.
— Дома я всегда начинал готовиться к урокам с того, что все складывал. Потому что отсутствие гармонии ра збалансировывает, когда учишься, — объясняет Томенко.
Секретарша приносит ему кофе. Томенко садится на низенький кожаный диван. Перед ним — журнальный столик. На деревянной миске — вырезанный из дерева греческий орех.
Будете праздновать годовщину оранжевой революции?
— Буду на Майдане, пообщаюсь с людьми. А потом, наверное, отметим вместе с другими полевыми командирами — Юрием Луценко, Владимиром Филенко, Тарасом Стецкивым. Также пригласим Евгения Нищука, Святослава Вакарчука. Тех, с кем мы эти 17 дней и ночей были вместе, а теперь формально находимся в разных командах. Стецкив с президентом работает. Луценко — у него своя ситуация. Я — в другом лагере. Фактически то был почти афганский период относительно эмоционального состояния, переживаний, — говорит с восторгом и на минуту задумывается. — Хотя до настоящего Афгана, Слава богу, не дошло.
Как служба в Афганистане повлияла на ваше мировоззрение и жизнь?
Томенко усаживается удобнее, скрещивает на груди руки.
Если бы не было Афганистана, моя жизнь сложилась бы иначе
— Существенно. В школе, как и все парни, занимался спортом. Имел первые разряды в легкой атлетике, был одним из лучших баскетболистов среди учащихся восьмилетних школ Черкасской области. Только дважды выезжал за пределы области. А когда попал в Афганистан, то оказался совсем в другом, жестоком и безразличном мире, с совсем другим мировоззрением. Нужно было научиться выживать в этих условиях. Те год и восемь месяцев были для меня настоящей школой. Но я не типичный афганец, у меня не было так называемого "афганского синдрома". Это когда возвращались оттуда и не знали, где найти себя в родной стране. Меня забрали в Афганистан после первого курса университета. Поэтому, когда вернулся, автоматически восстановился на втором курсе и начал новую, студенческую жизнь.
Это спасло от синдрома?
— Думаю, что да. Меня все ждали — родные, преподаватели, студенты. Радовались, что вернулся. Тогда в Афганистан посылали много студентов из украинских вузов. Позже стало известно, что это было распоряжением партии. Очевидно, чтобы усилить славянский сегмент. Потому что в Афганистане солдаты из среднеазиатских республик воспринимали местное население сначала как одноверцев, а уже потом как врагов, — Томенко задумывается и через минуту добавляет: — Если бы не было Афганистана, моя жизнь сложилась бы иначе. А там на каждом шагу — самовыживание.
Как мужчине — не мешает, что сейчас вами руководит женщина Юлия Тимошенко?
— Мне начальники никогда не мешали. Обычно наоборот — они чувствовали от меня больший дискомфорт. И тогда, когда Ющенко руководил нашей фракцией, и теперь, когда ею руководит Тимошенко, я всегда стремился действовать самостоятельно. Мы с Юлией Тимошенко, прежде всего, соратники, а уже потом — мужчина и женщина. Политическая борьба бывает достаточно жесткой, чтобы обращать внимание на сентиментальные вещи. А Юлия Тимошенко достаточно волевой политик. Выбрав эту профессию, она поняла, что пол не должен быть определяющим в восприятии человека обществом.
Томенко выходит в приемную. Просит секретаршу сделать еще один кофе.
Почему в сентябре 2005 года Юлии Тимошенко предлагали оставаться на должности премьера, а вас и Александра Турчинова — уволить?
— Из-за несоответствия мировоззрений. Вот вчера в ресторане встретил представителей Партии регионов. Они рассказывали об одном оранжевом губернаторе, который на дне рождения Кучмы так наполнился уважением к нему, что упал и целовал ему ботинки. Он, правда, сейчас с Ющенко работает. Поэтому я думал, что после революции будет иначе.
Приносят кофе. Томенко кладет кубики сахара, размешивает.
— Лично я стремился действовать по-другому. Если президент Виктор Ющенко или секретарь СНБО Петр Порошенко делали ошибку, я им об этом откровенно говорил. Если эта ошибка не исправлялась, я считаю, что имел право на публичное объяснение своей позиции. Ну не могу я молчать, когда ежедневно из бизнесовой среды назначают людей на высокие государственные должности. Мы же обещали избирателям отделять бизнес от политики. Тогда и у Турчинова сложилась подобная ситуация. Он говорил, например, что есть сомнения относительно действий одного губернатора или министра, а президент считал, что публичные дискуссии о проблемах новой власти будут вредить всей его команде.
За правительственный проект бюджета на 2007 год голосовали все олигархи БЮТ — Васадзе, Жеваго, братья Буряки. Тимошенко обещала их наказать. Когда же это произойдет?
— Промышленно-предпринимательская часть БЮТ голосовала за то, чтобы их предприятия "не стерли с лица земли". Я их понимаю. На заседании фракции точилась дискуссия. Их предупредили об исключении. Но выход из ситуации не в том, чтобы исключить их из фракции БЮТ, а, чтобы в стране не было ручного управления экономикой.
Чем может закончиться противостояние Ющенко и Януковича?
— По-своему такое противостояние является позитивом. Ведь это элемент конкуренции. Я не вижу готовности обоих к радикальной развязке. Это — всерьез и надолго. Подобные противостояния уже были в нашей истории. Например, Мороз-спикер — Кучма-президент.
Что мешает уже анонсированному назначению вас на должность заместителя председателя Верховной Рады?
— Партия регионов понимает, что лучше на должность вице-спикера назначить представителя той политической группы, которая будет с ними сотрудничать. Например, если депутаты группы Кинаха выйдут из фракции "Наша Украина" и присоединятся к коалиции, их можно стимулировать этой должностью. Потому что они дают коалиции еще 10–15 голосов. Поэтому сейчас ищут аргументы, почему не обязательно иметь вице-спикера от оппозиции. Вопросы сняли на предложение Януковича. Мороз перенес голосование. Пока что достоверность назначения меня на эту должность близка к нулю.
На работу сейчас на метро ездите, как во времена ви це-премье рства?
— Тогда было важно показать, что с изменением должности стиль жизни не изменяется. Сейчас пользуюсь метро реже.
1964, 11 декабря — родился в с. Малые Каневцы Чернобаевского р-на Черкасской обл.
1983 — служба в Афганистане
1989 — окончил исторический факультет Киевского университета им. Т. Шевченко
1997 — заведующий кафедрой политологии Университета "Киево-Могилянская Академия"
1998 — директор Института политики
2000 — начальник Главного управления прессы и информации Киевской городской госадминистрации
2002 — избран народным депутатом от "Нашей Украины"
2004 — доверенное лицо кандидата на должность президента Украины Виктора Ющенко
2005 — вице-премьер по гуманитарным и социальным вопросам
2006 — избран народным депутатом от Блока Юлии Тимошенко
Женат, имеет сына
Комментарии