— Я готова приехать, чтобы все рассказать. Дальше молчать нельзя, — говорит по телефону 32-летняя Ирина Верещук. Она — мэр Равы-Русской на Львовщине.
Встречаемся через 3 часа в одном из ресторанов в центре Львова. Ирина Андреевна приезжает на черном внедорожнике "митцубиси". На спинку кресла кладет безрукавку из черного меха.
Вы заявили о возможном "голодном бунте" в Раве-Русской. Он возможен?
— Нам не оставили ни корки хлеба. Вступаем в зимний период без денег на энергоносители, без продуктов в садиках и зарплат в школах. У нас фонд месячной зарплаты бюджетникам 350 тысяч гривен, а на счете сейчас 5 тысяч. Имея большие поступления в госбюджет от таможни, предприятий, мы лишены права на самоуправление. Раньше я это называла "самоспасением". Пыталась объяснить людям, что в стране сейчас системный кризис. Но они не понимают, почему должны работать за "спасибо", когда власть предержащие в Киеве бесплатно пользуются самолетами и им покупают килограмм клубники за 250 гривен.
Мэр заказывает чай с медом. Выключает айфон с флагом и гербом сзади.
— Коммунальная сфера четыре месяца не получает зарплату, — продолжает Ирина Андреевна. — Если прекратим убирать город, через месяц будет свалка. Глава Жолковского районного совета получает 9 тысяч 122 гривни зарплаты (Рава-Русская относится к Жолковскому району. Его совет возглавляет "свободовец" Тадей Швей. Зарплата Ирины Верещук 3,5 тыс. грн. "ГПУ"). Бухгалтер нашего города получает 1070 гривен. А заместителя главы районного совета Богдана Бурдыгу, мальчишку, который недавно пришел на свою первую работу, возят на работу и назад по 60 километров на служебной "волге". Еще и получает 7,5 тысячи зарплаты. Так давайте затягивать ремни вместе.
Как будете действовать, если деньги не получите?
— Если до 1 ноября нас не обеспечат самым необходимым, с понедельника работники, я, родители и детки будем писать письмо президенту. Организуем на таможне акции протеста. Пусть вся Европа видит. Готовы ехать и в Киев.
На Закарпатье, Житомирщине, Ивано-Франковщине, Луганщине развесили плакаты "Казначейство, отдай деньги!". Однако ситуацию с выплатами это не решило. Как эффективно давить на власть?
— Нужно добиваться прозрачности расчетов местного бюджета. Что это за волшебные формулы, которые никто не видит, но по которым насчитывают бюджет?
Узнала, что из казначейства наши деньги попали на счета Пенсионного фонда. Пенсионеры — наиболее уязвимая группа. Но почему местный совет должен брать ссуду на зарплату, потому что средства отдали Пенсионному фонду? Это кража.
Оппозиционеры говорят: задолженность перед бюджетниками достигает 2 миллиардов гривен. А министр соцполитики Наталия Королевская 25 октября заявила, что все в порядке.
— У нас не было землетрясений, чумы, войны. Премьер Азаров рассказывает, что идет прирост валового внутреннего продукта. Королевская — что все деньги предоставлены на места. Так где они? — разводит руками. — Давайте создадим круглый стол и позовем мэров. Пусть каждый привезет свою правду.
К чему может привести нехватка средств?
— До конца года только на зарплату нам нужно 1,5 миллиона гривен. Еще за июль рассчитались не со всеми. Можем закрыть садики, город превратится в свалку.
Депутат Тернопольского областного совета Леонид Бицюра утверждает: "В прошлом году задержки проведения денег казначейством были в октябре-декабре. В этом году это началось с первого месяца. Страна — банкрот".
— Если правительство не может закрыть дыру, то за какие деньги Национальный банк реконструирует свое здание? За что закупают автомобили чиновникам? А мы не имеем на самое необходимое. Почти четыре месяца выпрашивали у казначейства 1,5 тысячи гривен на бумагу.
Какая ситуация в других городах?
— Везде практически одинаковая.
Готовы возглавить движение протеста?
— Да. Опыта и знаний хватит, чтобы в формате диалога донести до власти необходимость немедленных изменений.
Чего ожидать в ближайшие месяцы?
— Надеюсь, здравый смысл возьмет верх и правительство вместе с Министерством финансов выведет такую формулу бюджета на местах, которая удовлетворила бы и центральную власть, и местное самоуправление. При Средневековье тоже были кризисы. Города спасло магдебургское право, когда 80 процентов доходов начали оставлять там. Остальное шло королю. Благодаря этому выжили и города, и монарх.
Как сделать это в теперешней Украине?
— Нужны четкие прозрачные законы об административно-территориальном устройстве. Например, местные советы сами должны были бы выбирать, где размещать свои счета. Сейчас это казначейство. А почему не может быть банк?
Еще нужно вводить прозрачное распределение денег на регионы. Почему дотация Луганской, Донецкой областям вчетверо превышает выплаты Львовской?
В Раве-Русской большая таможня, наибольший пропускной пункт Европы. Какие там суммы зарабатывают?
— За все иностранные автомобили платят таможенную пошлину. За каждый 10–20 евро ежедневно. Если бы нам доставался хотя бы процент от этого, то это 1,5 миллиона на дороги и инфраструктуру. Для города достаточно большая сумма. До 2009 года этот сбор и оставался у нас. Но потом даже не предупредили, что его забрали. О том, что наш спиртозавод платит налоги теперь в Киеве, тоже узнали через два года.
Ирина Андреевна просит счет. Расплачивается. Предлагает подвезти домой.
— Темно же уже на улице. Я в такое время сама боюсь ходить, — улыбается.
Какие должны быть полномочия у мэра, чтобы он мог полноценно руководить городом?
— Если бы позволили устанавливать местные сборы, то мы бы ввели плату за проезд через город. Это давало бы 1,5–2 миллиона гривен на год. Такое есть в польском городке Любича-Королевская. В Трускавце это был бы туристический сбор. В другом городе еще что-то. Можно поставить стационарные радары и все штрафы за превышение скорости оставлять на местах. Для начала хватит. А дальше изучать заграничный опыт и воплощать у нас.
Просим остановить возле магазина спортивной одежды и обуви. Ирина Андреевна заходит с нами. Присматривается к зимним ботинкам за 700 грн.
— Классные. В горы в них хорошо ходить. Нужно будет приехать еще раз, примерять. Не буду же я сейчас это делать, — показывает на свою юбку.
Уволилась в звании старшего лейтенанта
Ирина Верещук родилась в городе Рава-Русская на Львовщине. Семь лет занималась каратэ. Выучилась на военного переводчика и юриста. Присягу на верность народу принесла в 1997-м. 10 лет служила в военной части Равы-Русской. Уволилась в звании старшего лейтенанта. Говорит:
— Армия закалила настолько, что до сих пор не смеюсь в цирке. Не боюсь никого и ничего. Имею собственные принципы.
Работала юристом в Рава-Русском горсовете. Потом заместителем главы Жолковской райгосадминистрации.
В 2010-м победила на выборах мэра Равы-Русской. За Ирину Верещук проголосовали 946 избирателей из 2,8 тыс.
В июне этого года стажировалась в Вашингтоне. Обменивались опытом с американскими коллегами.
Замужем. Муж 37-летний Михаил — подполковник, служит во Львове. Воспитывают сына Олега, 10 лет.
Ссорилась со "свободовцами"
С июля Ирина Верещук конфликтует со "Свободой". Представителя этой политсилы, секретаря горсовета Любомира Кашубу задержали за взятку $1 тыс. Якобы обещал знакомому посодействовать получить землю. Кашубу посадили под домашний арест. Без него горсовет не мог заседать. Верещук требовала собраться на сессию, избрать нового секретаря и работать. Объясняла: без "свободовцев" нет кворума, поэтому не могут предоставить 139 земельных участков.
— Чтобы отвести внимание от своих коррупционных схем, депутаты от "Свободы" начали говорить, что я вынуждаю их голосовать за земельные вопросы, — рассказывает Ирина Андреевна. — Разбрасывали по городу листовки, в которых материли меня, обливали грязью семью. Призывали брать вила и сметать городскую власть.
Нового секретаря горсовета избрали месяц назад — члена "Батьківщини" Степана Бориса. С тех пор депутаты дважды собирались на сессии и принимали решения.
Комментарии
22