Владелец фирмы "Простопринт" 34-летний Денис Олейников последние четыре месяца живет в Хорватии. Выехал туда с семьей после возбуждения уголовного дела. Его предприятие печатало футболки с иронической антипрезидентской надписью "Спасибо жителям Донбасса". Олейниковы подали документы на получение статуса политбеженцев. С Денисом мы связались через интернет-телефонию. Говорим по-русски.
— Продолжаю развивать "Простопринт", — рассказывает. — Сконцентрировались на розничных клиентах и российском рынке. Выросли продажи через сайт.
После вашего отъезда давление на фирму прекратилось?
— Продолжается. Новых и бывших работников таскают на допросы. Требуют подтвердить, что я приказывал на футболках печатать логотипы Евро-2012 (уголовное дело возбудили за незаконное использование товарного знака футбольного чемпионата Евро-2012. — "ГПУ"). Чтобы выбить такие показания, угрожали. Майор УБОП обещал изнасиловать технолога 19-летнюю Галину Редько. Другой работнице говорили: "Ты будешь в тюрьме, а дети сами останутся". Нашли чем надавить на каждого.
Последний месяц показал, что дело шито белыми нитками. Если не сфальсифицируют, максимум дадут штраф. Начали искать, не выплачивали ли мы зарплату в конвертах, правильно ли оформили договор аренды на помещение.
У вас были подобные нарушения?
— Никакой малый или средний предприниматель не может быть абсолютно белым. Иногда у нас люди работали в выходные, я им выдавал по тысячи гривен премии. Когда переехали на восьмой этаж в новое помещение, пришел пожарный. Сказал, что нужно делать аварийный выход — лестницу на первый этаж. Я посоветовал спросить у арендодателя, почему сдали этот офис. А он говорит: "Вы теперь ответственные". В таких ситуациях всем проверяющим говорил: денег не дам, но могу проспонсировать общественные мероприятия. У пожарников была команда КВН — мы им напечатали 10 футболок, и претензий больше не было.
Давали взятки чиновникам?
— В 2009 году у нас был тираж для детского фестиваля, когда приперлись проверяющие из энергонадзора. В другой день я перебросил бы заказ, но это был вечер пятницы. Дал им 400 долларов, и они ушли.
Как изменились размеры взяток до Януковича и при нем?
— Коллеги по рынку говорят, что ситуация осложнилась. До Януковича был период умеренного либерализма — много беспорядка, взяток, но и реальные механизмы контроля за чиновниками. Милиция боялась прокуратуры, таможня и налоговая — судов. Теперь единственный способ работать — идти в тень.
Сколько предпринимателей направилось туда?
— По моему субъективному мнению — каждый третий перестраивает бизнес, чтобы перейти в тень. Возрождается бартер, расчеты наличностью. В сегменте рекламно-сувенирной продукции абсолютно благополучные компании распродают оборудование и уходят с рынка. Занимаются поставками, торговлей — тем бизнесом, где не нужно иметь склада и активов. Потому что если у тебя что-то есть, оно стоит, имеет ценность, и ты это показываешь, — могут просто забрать.
Кто способен контролировать власть?
— Сегодняшняя оппозиция не может. Я ее разделяю на три вида. Первый — "Фронт змин" и Наталия Королевская. Это удобная оппозиция, которую будут показывать международному сообществу. Не потому, что Янукович большой почитатель демократии, просто без оппозиции его режим — диктатура. А диктатуре денег в долг не дадут, санкции могут применить. А вдруг Россия еще поднимет цену на газ и нужно будет поворачиваться лицом к Европе?
Янукович человек пуганый. Раньше — Майданом, теперь — окружением. Оно делает все, чтобы развивать страхи президента. Вокруг него создают атмосферу заговора — "кругом враги". В "Спасибо жителям Донбасса" им мерещилось, будто это Юля из тюрьмы вытворяет. Когда такая атмосфера, то "придворным" намного легче получить чрезвычайные полномочия. Отсюда и феноменальная карьера Валерия Хорошковского, вероятнее всего — следующего премьера.
Связь с Денисом Олейниковым перерывается. Он подключается опять и продолжает:
— Второй вид оппозиции — обезглавленный БЮТ. Там нет лидеров, кроме Тимошенко. Осудили человека, который набрал 45 процентов голосов на выборах, а на площади не могут собраться хотя бы 10 тысяч человек. По кирпичику разнесли бы Печерский суд. Партия Тимошенко — малопонятные серые личности, как Александр Турчинов. У него нет харизмы вести за собой, зажечь словом. А новые лица они к себе не пускают.
Третий вид оппозиции — старые малые демократические партии.
Смогут ли противостоять власти внепарламентские политические силы — "Удар" Кличко, "Свобода" Тягнибока, "Гражданская позиция" Гриценко?
— У них есть шанс иметь поддержку. Самый массовый избиратель сегодня голосует "против всех" или "поубивал бы всех". Люди ищут того, кому могут отдать голоса, потому что теперешним политикам не доверяют.
Мой друг, игрок в "Что? Где? Когда?", планирует примкнуть к какой-то силе. Пришел в штаб "Удара" Кличко: "Ребята, я хочу быть с вами". Они: "Хорошо, иди расклеивай листовки". Поклеил, пришел опять. Дают ему другие листовки — раскладывай в почтовые ящики. Говорит он: "Я все понимаю. Но у меня образование, жизненный опыт, могу больше, чем распространять листовки". Сразу начались подозрения, что он на их место претендует: мы здесь заслуженные борцы с режимом, а ты с улицы пришел в нашу песочницу.
Анатолий Гриценко чуть ли не дольше всех сидел в резерве. Подошел к сегодняшним выборам без негативной ауры. Теперь может о себе заявить. Ему нужно идти в люди — объявить призыв новых активистов.
Недавно вы заявили о создании в Украине общественной организации "Движение умных". Возглавите его?
— Я его только инициирую. Хотел бы запустить процесс объединения людей по регионам. Политик должен быть в гуще событий, а за рубежом я не могу быть эффективным лидером. В настоящий момент ко мне, вопреки моему желанию, приковано внимание людей. В том числе тех, кто больше не может стоять в стороне от политики. Несколько лет назад честные и демократичные люди решили, что политика им не нужна. Тогда плохие и хитрые взяли власть и стали управлять.
Какой может быть механизм запуска нового общественного движения, чтобы к нему присоединились люди?
— Нужны диалоги с ними. Все сегодняшние партии построены по вертикальному принципу. Сверху что-то придумали, спустили, и местные руководители выстраивают вертикали под себя. А люди хотят действовать, хотят быть услышанными. Настоящая политика должна делаться в домах, дворах, районах. Собрались 5-10 человек — получили в райсовете разрешение на проведение сельскохозяйственной ярмарки на своем стадионе или бульваре. От такой местной политики выиграл бы район.
Как в Европе оценивают ситуацию в Украине?
— Немного людей знают фамилию Януковича. "А-а-а, Украина, — говорят. — Это Кличко, футбол, Шевченко, диктатор, Тимошенко, в тюрьме".
В месяц тратят 3000 евро
Киевская фирма "Простопринт" выпускает сувенирные футболки, чашки, календари. После обысков и обвинений в незаконном использовании знака Евро-2012 Денис Олейников пробовал защищаться, проводил акции протеста. Ночью 20 сентября в прошлом году выехал в Молдову через Приднестровье — с 39-летней женой, 11-летней дочкой и 6-летним сыном.
— Шенгенская виза была только у меня. Нужно было или оставлять семью в Молдове, или ехать в страну, где виза не нужна. Хорватию выбрали случайно. К тому же здесь хорошие теннисные школы (в прошлом году дочь Олейникова выиграла чемпионат Украины по теннису среди девочек до 10 лет. — "ГПУ").
Семья тратит на жизнь в Хорватии 3 тыс. евро в месяц. Из них половина — на уроки тенниса для дочки. 700 евро идет на аренду квартиры.
Комментарии
41