С 1999 года постоянным представителем Верховной Рады в Конституционном суде является 62-летний Анатолий Селиванов. За это время сменилось три состава парламента.
— Каждый раз, безусловно, чувствуешь, кого представляешь, — рассказал он " ГПУ" перед вчерашним заседанием. — Отстаивать права Верховной Рады очень сложно. Моя миссия — доказать, что больше правды у парламента, чем у президента.
Кабинет Селиванова расположен на четвертом этаже. Он вежливо приглашает внутрь. Со стола убирает малиновый календарь Социалистической партии и говорит: "Никакой агитации". Улыбается и садится за стол. Звонит мобильный. Отвечая, говорит, что на связь выйдет после двенадцати часов.
Что вы чувствовали, когда судьи Конституционного суда ставили вам вопросы, а вы отказывались от ответов?
— Я должен был говорить. А тут пришлось удерживаться, — говорит Селиванов, удобнее усаживаясь в кресле. — Это у меня впервые в жизни, когда я воздерживался от ответов. Но судьи Лилак и Кампо ставили такие вопросы, чтобы человек нервничал. Провоцировали меня. Я считаю некорректными такие вопросы мне как профессору: что такое закон? право? Устроили мне экзамен для студентов второго курса.
Однако судья Станик такие же вопросы ставила представителю президента Владимиру Шаповалу...
— Я соглашаюсь на вопрос, когда уже выражена позиция. Я еще не открыл рот, а мне уже ставят 55 вопросов, — уклоняется от ответа Селиванов. — Как мне можно предварительно ставить вопрос, когда я еще свою позицию не доказал? Это вызывает у меня дискомфорт. Поэтому я им не доверяю, у них предвзятое мнение.
Лучше мне повеситься
Но если идти по вашей логике, то представитель президента Владимир Шаповал тоже мог бы не отвечать судье Сюзанне Станик, потому что не доверяет ей...
— А вы вспомните, какое заявление сделал Шаповал, — опять переводит разговор на другое Анатолий Селиванов. — Он сказал, что подает в отставку. Сказал, что в суде некоторым судьям не может подавать руку. Я не хочу это комментировать, но это мужественный поступок. Он считает, что после этого процесса морально не готов дальше общаться с теми, кому он не доверяет. У меня такой возможности нет.
То есть вы вынуждены общаться с теми, кому не доверяете?
— Я не доверяю им именно в этом деле. Этот суд затягивает процесс, отводит в сторону.
Вы обратились с ходатайством к судьям Конституционного суда "вытребовать" в Секретариате президента протоколы консультаций президента с руководителями и председателями фракций Верховной Рады. Вам известно, о чем говорили?
— Вместо именин пришли на похороны, — улыбается представитель Верховной Рады. — Председатели фракций, с которыми я общался, говорили: "Нас пригласили не на то". Они не готовы были к прекращению полномочий. Все они утверждают, что были очень потрясены этим указом.
Покойный бывший президент России Ельцин ранее издал аналогичный указ. Он не выполнялся до тех пор, пока Конституционный суд РФ не выразил свое отношение. После того как Ельцин узнал, что суд не пришел к заключению о конституционности, он понял, что нужно это прекратить. Председателя суда приказал исключить из состава суда, применил к парламенту силу, оружие.
Так вы считаете, что Виктору Ющенко стоит сделать что-то подобное?
— Нет! Лучше мне повеситься, — снова улыбается Селиванов. — Я говорю об аналогии. В этом случае я предлагаю президенту отменить указ.
Комментарии