Война Украины с Россией перешла в новую фазу. Ее смысл озвучил Эдвард Лукас — редактор журнала "Экономист": "В Украине Путин пытался применить две тактики, и они обе провалились. Первая заключалась в том, чтобы распространить на всю территорию Украины настроения, которые возникли в Крыму, Донецке и Луганске. А вторая — в том, чтобы нанести поражение украинской армии. Поскольку планы "А" и "Б" провалились, в настоящий момент глава Кремля приступил к плану "В". Он заключается в том, чтобы украинская власть сама все испортила".
В переводе с дипломатического языка это значит: отныне главные усилия Москвы направлены на то, чтобы разложить Украину изнутри. Ставка делается на распад государственного управления и дезорганизацию общества. Главное средство — коррупция. Это оружие уже проявляет свое действие.
Во-первых, в мире нет ни одной другой демократической страны, где коррупция процветает так, как в Украине — по словам вице-президента США Джо Байдена. Активизация Москвой коррупционного оружия может ускорить процесс распада государственной системы.
Во-вторых, главным консолидирующим фактором любого народа является его язык. С применением украинского в Украине — проблема. Его используют не более 25% отечественных сайтов. Доля украинского языка на телеканалах уменьшается со скоростью 1% в месяц. И это при том, что в гибридной войне России против Украины информационный компонент превышает 90% и продвигается именно на русском языке.
Цель плана "В" Путина — довести Украину до хаотического состояния и перехватить управление ею.
Как противодействовать этому? Если отвечать симметрично, то нужно поддерживать и ремонтировать неизлечимо больную государственную машину. Именно к этому нас призывает провластная верхушка: мол, кто не поддерживает власть, тот "агент Кремля".
Альтернативный путь в том, чтобы не поддерживать умирающую систему, а изо всех сил творить новую. Выбор прост, ведь есть лишь две базовые формы государственного правления: республика и тирания. Все другое — их разновидности. Эти две противоположности отличаются способом формирования государственных органов — "сверху" или "снизу".
Если органы управления формируются снизу — это республика. Она держится на свободных выборах. Это самоуправление народа, его жизнь собственным умом.
Если же органы власти формируются сверху и не зависят от выбора общества — это диктатура. Она может быть мягкая или жесткая, откровенная или скрытая, единоличная или коллективная: монархия, олигархия, теократия, государственная бюрократия и тому подобное. Важно, что диктатура де-факто не зависит от волеизъявления граждан. В диктатуре выборы — это всегда фикция: как не избирай, а у власти остаются те же.
В современной Украине действует скрытая олигархическая диктатура, потому выборы ничего принципиально не меняют. Новое государство должно быть республикой. Выборы в ней должны быть не формальностью, а механизмом выдвижения лучших.
Проблема в том, что выдвижение лучших возможно только в группе персонально знакомых. Каждый из нас способен держать в голове от 100 до 230 человек. Социологи и антропологи обычно используют цифру 150, которую называют "Числом Данбара". Средние размеры традиционных поселений, как правило, колеблются в этих пределах.
"Число Данбара" — это не только среднестатистический предел возможности человека распознавать членов группы и помнить информацию о них. Оно указывает на коллективную возможность отслеживать дармоедов и социальных паразитов. Большие группы создают более благоприятные условия для мошенников и лгунов.
Группы, в которых "все знают всех", первично назывались демосами. А демократия — это власть демосов. Она работает лишь в обществах до 150 человек. Потому что только в таких небольших коллективах люди точно знают, кто что стоит и способны дать каждому адекватную оценку.
Как обойти "ограничение Данбара"? Возможно ли компетентное самоуправление в сообществах из миллионов участников?
Если система не масштабируется в ширину, то ее нужно развивать в высоту. В демократической республике это решается системой многоуровневого парламентаризма. Выборные руководители первичных демосов, будучи персонально знакомыми, формируют демосы второго уровня. Их выборные руководители, также персонально знакомые, из своей среды выдвигают лучших и так далее.
Если использовать традиционную терминологию, то первичные демосы — это сотня. Они объединяются в полковые демосы, полки — в коши, а коши — в республику. Такой строй существовал в Украине испокон веков и назывался "копним правом" или "скуфией" — собранием, скупщиной. В результате украинской национально-освободительной революции ХVII в. этот республиканский строй был возобновлен в форме сотенно-полковой организации казацкого государства.
Новое — это хорошо забытое старое. Поэтому современный переход от олигархической диктатуры к демократической республике будет восстановлением традиционного уклада. Но на высшем уровне. Главная новация в том, что современные технологии позволяют переизбирать власть не раз в несколько лет, а хоть ежемесячно. А значит новейшая демократия будет не только компетентной, но и динамичной. Граждане будут выдвигать действительно лучших, а при изменении ситуации будут переизбирать их немедленно.
Комментарии