Лидер Украинской республиканской партии "Собор" Анатолий Матвиенко одет в свету льняную рубашку. Поднимаемся в лифте в его рабочего кабинет в Верховной Раде.
— Бедные судьи не могут быть опорой правосудия, — говорит огорченно. — Никто никого не боится!
Большинство нардепов отдыхают, но ему сейчас некогда. Говорит, что борется с "бардаком и бесприделом в стране". Заходим в небольшой кабинет, в который Матвиенко въехал недавно.
Что вы думаете о новом составе Кабмина?
— Президент проиграл детали, — отвечает невесело. — Премьер должен был назначить других министров, а не возвращать на должности скомпрометированную команду образца 2002 года. Нужный тебе Азаров? Я верю, что ты без него не можешь. Ну пусть один Азаров! Но неужели нету папиевых или табачников? Таких людей много. Вот об этих деталях президенту нужно было договариваться. В конечном итоге, можно было не указывать Януковичу, кого назначать. Но сказать: "Давай без ретро!"
После выборов Матвиенко до последнего отстаивал идею коалиции между "Нашей Украиной", БЮТ и Партией регионов. Мол, тогда объединилась бы страна и в то же время коалиция была бы уравновешена. Вспоминает, как звонил по телефону Тимошенко после выхода Мороза с оранжевой коалиции.
— Я тогда сказал: "Юлия Владимировна, давай сделаем шаг, которого от нас не ожидают". Она говорит: "Толя, если ты за большую коалицию с "Регионами", то никогда! Нам не о чем говорить", — Матвиенко сокрушенно качает головой. — Когда идет бой без правил, то призывать к нравственности человека, который чувствует, что уже победил... В том азарте это очень тяжело — тогда человек глух. Вот когда он чувствует, что не победил, — тогда нужно говорить.
"Наша Украина" на грани раскола?
— Блок хотят расколоть. Причем все. Но УРП-"Собор" войдет в коалицию, потому что там нужно влиять, а не стоять сбоку и наблюдать, как рулят. Коммунисты навязывали "Регионам" свою логику, ведь имели "золотую акцию" при голосовании в Верховной Раде. Потому "нашеукраинцы" войдут в коалицию и лишат коммунистов определяющего влияния.
Идеология Тимошенко поддерживает рабскую психологию
Можно ли рассчитывать в этом на Мороза?
— Мороз не является спикером всей Верховной Рады. Он является спикером "Регионов", даже не социалистов. И это видно по его заячьему поведению. Я Мороза таким зависимым еще никогда не видел.
Не лучше ли было бы пойти на перевыборы, как предлагала Тимошенко?
— Если б были досрочные выборы, Юлия Владимировна получила бы немножко высший результат, — говорит Матвиенко и берется объяснять основы идеологии Тимошенко: — Солидаризм — это совершенная система, в которой мы с вами являемся лишь маленькими частицами. А тот, кто вне этой системы, должен быть изолированный. И это общественное совершенство является высшей ценностью. Но это неправильно. Человек должен быть высшей ценностью, его права и свобода, а не какое-то мифическое совершенство. Идеология солидаризма — это основа диктаторского режима. Потому идеология Юлии Владимировны поддерживает рабскую психологию. А раб радуется, когда вместо него думают. Потому и бежит за ней: "Она знает, а я нет!". А когда он сам должен знать — это очень тяжелый крест! Выпустите раба на свободу — он не знает, куда идти.
То есть Ющенко сделал правильный выбор?
— Юлия Владимировна наделала ошибок, но и Ющенко наделал их не меньше. Ему не нужно было ехать в Донецк и воспитывать Восток семь часов. Мол, я владею истиной на правду, а вы все если не козлы, то не такие "не-козли", как мы. Мы — больше "не-козли", а вы — немножко меньше. В итоге зажег у них протест и желание мести.
Не за Януковича люди голосовали. А против того, что Ющенко не понимает Восток и Юг. И заставили президента услышать их. Ющенко осознал это и предложил универсал. А Юлия Владимировна не осознала. Ей нужно понять, что нельзя на колени ставить Восток. И нельзя натягивать ценности Запада на восточные регионы. А нужно придумать общую идентичность для Востока и Запада. В этом заключается политика единства. И Янукович, и Ющенко понимают: нельзя быть президентом или премьером одной части Украины. Должно быть взаимное проникновение. Янукович должен идти на запад, а Ющенко — на востоку.
Думаете, там его примут?
— А это не важно!
А если Януковича опять яйцами закидают в Ивано-Франковске?
— Ну, пусть тренируется! Пусть родные и близкие пробуют в него бросать, чтобы привыкал. Это не проблема!
Мобильный телефон депутата разрывается, но он не отвечает. Матвиенко возмущается тем, что политики взлелеяли какую-то особенную ценность Майдана. Хотя в действительности люди шли туда не за идеологией, а потому, что понимали: нельзя мириться с тем, что твоя мысль ничего не стоит.
Неужели нет папиевых или табачников?
— Шли за свободой и подняли ее на надлежащий уровень. Дальше нужно было лелеять ее как наибольшее завоевание. А что мы сделали? Сказали, что через десять дней все будет иначе. А нужно было сказать: "Друзья, я вам это обещал, потому что были выборы. А теперь я вам говорю другую правду: нужно закатить рукава и каторжно работать".Кучу ошибок сделали с кадрами. Много умных людей уволили только потому, что они здесь раньше работали. А другой ходил с гармошкой по пляжу и стал главой райгосадминистрации. Дело же не в том, что он плохой. А в том, что профессиональный не готов. А мы тогда поделились по квотам: это — Юлии Владимировне, это — социалистам, это — "Нашей Украине". И каждый поназначал идиотов, простите за слово. И эта какофония должна была обеспечить вертикаль власти? А люди смотрят: ё-маё! Дурак сидел, а пришел еще глупее!
Как вы оцениваете свою послереволюционную деятельность?
Меня отправили в Крым, и здесь мы не ошиблись. Но местная элита меня не восприняла. Потому что они там таки хотят все разграбить. Зато люди меня услышали. И я уверен, что посеял то, что прорастет.
Работа в Крыму убедила меня в том, что не нужно там проводить украинизацию. Вместо этого следует развивать у местных жителей украинский патриотизм. А вопрос языка не ставить слишком остро. Это впоследствии придет. Нужно учить русский в школах. А украинский преподавать так, чтобы он стал любимым предметом. И к военно-морским силам направлять ребят ростом не ниже 180 сантиметров, чтобы как один были! А не так: мотня, простите, по колена, сапоги на три размера больше... И он представляет украинские Вооруженные силы?
1953, 22 марта — родился в городке Бершадь на Винниччини
1975 — закончил Львовский сельскохозяйственный институт
1977 — первый секретарь Бершадского райкома ЛКСМУ
1989 — первый секретарь ЦК комсомола Украины
1990 — народный депутат
1996 — председатель Народно-демократической партии
1996 — глава Винницкой облгосадминистрации
1998 — народный депутат, председатель фракции НДП
1999 — вышел из НДП, возглавил партию "Собор"
2001 — заместитель председателя Блока Юлии Тимошенко
2002 — народный депутат от БЮТ, голова УРП-"Собор"
2005 — премьер-министр Крыма
2005 — заместитель председателя Секретариата президента
2006 — народный депутат от "Нашей Украины"
Комментарии
1