- В моей Аргентине кило отборной говядины стоит 1,5 доллара. А в Украине за паршивое мясо просят 60-70 гривен, - говорит 73-летний Емилио-Владимир Марков из поселка Квасилов под Ровно. - У меня аргентинский паспорт. Я давно выехал бы отсюда навсегда. Но не могу покинуть больную жену, которая боится переезжать за океан.
Соседей угощает пирожками эмпанадас. Печет их из говядины, изюма, оливок и перца чили.
Под окном трехкомнатной квартиры слышно матерные слова и крик. Это идут в бар студенты местного профтехучилища.
- В их годы у меня уже были работа и жена, а не пил до полуночи, - хозяин закрывает форточку. - Зарабатываю на жизнь с 10 лет. Сначала в автомастерской, потом был сварщиком на заводе, который изготовлял трубы. У нас был особняк в Буэнос-Айресе, куда переехали мои родители в 1937-м. До этого жили в селе Невирков Корецкого района. Направились в Аргентину искать лучшую судьбу.
Достает из папки трудовую книжку. В ней записано: "Сварщик 12-летний Емилио-Владимиро зарабатывает за час 1,9 долларов".
- В Аргентине мальчики сами на себя зарабатывают. Женщины преимущественно сидят дома. Этих денег хватало, чтобы одеться и приглашать на танцы девушек. Я классно умею танцевать танго, пасадобль, вальс-бостон. Еще и на женитьбу откладывал.
В 2001-м Владимир Филиппович снял видео, как аргентинский президент Фернандо де ла Руа убегает из страны на вертолете. Отзывается о нем негативно, потому что довел страну до кризиса.
- Я видел разных правителей. В детстве бегал с друзьями в порт. Летом в 1945-м там поднялись три подводные лодки. На берег вышла группа немцев в резиновых плащах. Их окружила охрана. Они бросили нам какие-то конфеты. День спустя местные банки завалили золотом, его оставляли даже в коридорах. В народе говорили, что это фашисты высокого ранга, которые убежали после разгрома Германии. Возможно, среди них был и Гитлер. Есть версия, что он умер в Аргентине.
Владимир Марков иногда ездит в Буэнос-Айрес лечить почки.
- Там все бесплатное - и больницы, и аптеки. А в Квасилове в эту зиму месяц не было машины "скорой": отъездила 32 года и сгнила. Прислали на станцию какую-то старую "ниву", а в ней лежащих везти нельзя. У женщины был инсульт, так не знал, довезу ли ее в больницу живой.
Его семья вернулась в Украину в 1956-м. Поверили советскому моряку, который рассказывал эмигрантам, что в Союзе все бесплатное.
- Отец продал особняк. Сели на корабль в Одессу. С нами эмигрантов ехало еще 850. Как приехал, ни слова не знал по-украински. По-русски - только "еда", "спасибо", "здравствуйте". В мамином селе объяснялся на мигах. Зашел в магазин, всего набрал. Продавщица кричит: "Давай деньги". Я тычу ей пропагандистскую газетку, что в Союзе еда бесплатная. Еще и на курсе меня обманули, поменяли доллары на рубли в 10 раз дороже.
Родители остались в селе, а старший брат Адам вернулся в Буэнос-Айрес. Владимир женился на Зинаиде, родились трое детей. Средний Эдуард был милиционером, его в 40 лет убили на улице, ударили сзади по голове.
Показывает фото с первой работы - Квасиловского ремонтного завода. Стоит в сапогах около дизель-генераторов.
- А до приезда был франтом - были усы, модная прическа, костюмчики. В Союзе модную одежду вообще не понимали, обзывали меня стилягой.
Заваривает чай мате - привез из Аргентины. Ездил туда трижды с 1987-го, чтобы навестить брата и друзей. В последний раз жил там восемь лет.
- Племянники сделали карьеру: у одного фирма по изготовлению чернил для маркеров, а второй - старший мастер в цехе. Мечтаю внуков и правнучек забрать за границу, пусть поживут по-человечески.
Идет в соседнюю комнату - навещает жену, которую забрал из больницы. Впоследствии угощает апельсинами, которые прислал друг-испанец.
- Есть друзья по миру. Но такой пессимистический и коррумпированный народ, как в Украине, не встречал. Жена говорит: подожди, построим и здесь нормальное государство. А я ей: "Зиночка, с моего приезда уже полвека ее строят, и что?" Пенсия у нас по 853 гривны. Этого хватает только на еду и коммуналку.
Комментарии