От 87-летней Анны Столбенко отказался сын Владимир, 53 года, из поселка Лисянка Черкасской области. Перед этим Анна Мартыновна продала дом в Луганской области и переехала жить к нему. За ней ухаживают владелица гостиницы "Лисянка" Тамила Полищук и администратор Елена Матвиенко.
Трехэтажная гостиница расположена в центре поселка. У входа на красном пластиковом стуле в вишневом платке и красном цветастом халате сидит женщина.
— А вы не Анна Мартыновна? — спрашиваем.
— Да. А как вы знаете? — говорит по-русски.
Ведет в свою комнату N209 на второй этаж. По ступеням поднимается потихоньку, одной рукой держится за перила, второй опирается на палку. Внутри комнаты есть кровать, стол, стул, встроенный в стену шкаф. Есть умывальник, возле него — красная пластиковая миска с водой.
— Это девушки мне тепленькую занесли, умывали. Дай им Бог здоровья, — крестится Анна Мартыновна.
— Купаем бабу, — говорят Тамила и Елена. — Сын же отказался не на словах, а у нотариуса все заверил.
Показывают документ: "Я, Столбенко Владимир Владимирович, сообщаю, что осознаю значение своих действий... этим заявлением отказываюсь от родной матери гр. Столбенко Анны Мартыновны, которая родилась в 19.01.1921 г." Подпись поставлена 29 июня 2006-го, заверенна государственным нотариусом Федором Любчичем.
— Была им нужна, пока мои деньги от дома не закончились, — говорит женщина. — Продала ее за 11 тысяч гривен. Мужчина, который купил, говорил: "Баба, не отдавайте все деньги, половину себе оставьте". Теперь кусала бы локти, да не достану. Тех денег и не видела — все сын с невесткой Галей забрали. А как закончились деньги, начали прятаться с едой. Хоть отдавала им 400 гривен пенсии, себе полсотни оставляла. Володя — самый младший, раньше он меня любил. Как лежала в больнице, водил за руку. Говорил: "Вы же меня в детстве тоже так водили". А перед тем, как привезли сюда, невестка сложила вдвое пояс и била меня по спине. Я упала, а сын пошел в другую комнату смотреть телевизор...
В гостиницу Анну Мартыновну привезли 2 июля 2005 года. Заплатили за три дня.
— Когда срок закончился, мы обратились в поселковый совет, — рассказывает Тамила Полищук. — Там договорились с больницей, что некоторое время подлечат Анну Мартыновну, а тогда руководство поселка что-то придумает. Мы бабу навещали. Как-то пришли, а она говорит, что некуда ей идти, думала в посадке повеситься на платочке. Говорим ей: "Бабушка, не плачьте, будете жить здесь сколько нужно".
Анна Столбенко отдает сиделкам 900 грн пенсии, себе оставляет сотню. Номер в гостинице, в котором живет, стоит 50 грн в сутки.
— Приезжали из дома престарелых, — говорит Тамила Полищук. — Мы не хотели отдавать, потому что привыкли к бабе, но спросили, поедет ли. Она осталась. Есть готовим с Леной.
Анна Мартыновна вспоминает, что с первым мужем Николаем Поповым прожила несколько месяцев. С фронта пришел документ, что он пропал без вести. С Андреем Прусаковым тоже жила недолго — был пьющим. Осталась с двумя малыми сыновьями Виталием и Александром.
— С Володей Столбенко женились, когда мне было 33, а он на четыре года младший. Прожили вместе 46 лет и три месяца. Родили с ним Володю. Муж жалел меня, не давал тяжело делать. Сам зарабатывал столяром. А в 2000-м ушел из дому и поныне нет. Ездили по ворожкам, все уверяли, что жив. Только одна сказала, что умер в посадке. Там милиция нашла какие-то кости, говорят, что его на 80 процентов.
Анна Мартыновна достает с подоконника икону Божьей Матери с Иисусом. Рассказывает, нашла ее в 1960-х в реке. С тех пор не расстается.
— Часто снится, что Володя просит прощения. Говорят, что где-то поехал из Лисянки в Мариуполь или что такое. Там как будто женился. Старший Виктор живет в Луганской области, а средний сын Саша умер в 52 года, восьмой год пошел, — вытирает глаза от слез.
Владимир Столбенко ничем не объяснил своего отказа от матери.
— Есть люди, которых можно уговорить одуматься, а этот уперся, прочитал, подписал — и все, — вспоминает нотариус 50-летний Федор Любчич.
Разговариваем с невесткой Анны Столбенко, 50-летней Галиной Николаевной. Муж покинул ее вскоре после того, как отказался от матери.
Была им нужна, пока мои деньги от дома не закончились
— Втихаря рассчитался с работы и сбежал, не сказал ни слова. Меня спрашивают внучки, где дед, а я не знаю, что им сказать, — говорит женщина. — Вероятно, направился в какое-то глухое село к другой. Он с 32 лет ездит на курорты, и ежегодно новый роман. Свекровь теперь радуется, потому что не раз говорила, что сделает все, чтоб нас развести. Ездила к бабкам. Я же бедная, а она хотела богатую невестку. На нашу свадьбу одела черный платок — шла как будто на похороны. Некоторое время жилы у свекрови, так она все время сыну жужжала. Я была беременная первенцем, то выгнала меня через месяц и выбросила наши вещи в грязь, — вспоминает Галина Николаевна. — Ремнем я ее не била, а защищалась. Она с палкой на меня бросалась.
Женщина уверяет, что была против продажи дома.
— Деньги от дома я в руки не брала. Она вам не говорила, что приехала к нам с раной на лбу? У свекрови был рак кожи, все деньги пошли на лечение. Потом ноги, глаза — дорогие препараты. Из пенсии давала сколько считала нужным. Мы их пускали за квартплату... Чего же она не поедет к старшему сыну, племянникам? Потому что надоедала и той семье. Со старшим 15 лет не виделась. Муж принес мне отказ, бросил на стол, говорит: "Я теперь и на похороны к ней не приеду!" — плачет Галина Николаевна. — У нее же есть ключи от квартиры. Я сразу думала, что одумается и придет. А теперь, когда меня покинул муж, то она мне тоже не нужна — одной нужно думать о своих детях и внуках.
— Баба Анна с нами не общалась, — говорит Татьяна Кошман, соседка Столбенко. — Ее сына в поселке осуждают. Как бы там ни было, но мать — то святое. Если и были какие-то неполадки в семье, то купили бы бабе какую-то хату, чтобы жила там.
1921, 19 января — Анна Красняцкая родилась в городе Александрово Ростовской области (Россия), в детстве переехала в поселок Свердловка на Луганщине
1941 — вышла замуж за Николая Попова, муж пропал без вести на войне; 29 декабря родила сына Виталия
1948 — сошлась с военным Андреем Прусаковым
1949, 28 июля — родила сына Александра
1954 — вышла замуж за Владимира Столбенко
1955, 27 марта — родила сына Владимира
2004 — продала дом в Свердлове, переехала жить к сыну в поселок Лисянка Черкасской области
2005, 2 июля — поселилась в гостинице "Лисянка" на Черкащине
Комментарии
2