"Недавно киоск намазала вазелином, — говорит 46-летняя Виктория Одинцова, — потому что мальчишки на нем понамальовували буквы. Теперь налипла пыль, — проводит рукой по грязному металлу. — Помыть нужно".
Виктория ремонтирует обувь. Ее киоск около метро "Дарница" в Киеве. С мастерицей говорим на скамейке у киоска. Одинцова принесла два пластмассовых стаканчика — с кофе и коньяком.
Хозяйка говорит, что киоск ей достался от мужа Сергея. Он умер 12 лет назад от саркомы легких.
— Мама не хотела меня выдавать за сапожника, — рассказывает женщина. — Потому что тогда это была непрестижная профессия. Хотела, чтобы шла за инженера, потому что они зарабатывали 120 рублей. А мы с Сергеем жили нормально, он каждый месяц на книжку носил 1000 рублей. Мне каждый день давал пят ерку — я могла купить торт и бутылку вина. Детей у нас нет, и слава Богу.
Женщина вспоминает, что раньше киоски могли держать лишь инвалиды.
— Мы сделали Сергею справку, что у него больная нога. Когда он умер, хотела продать киоск. Я работала на заводе "Кристалл", а за год до смерти мужа уволилась.
За станок Виктория Витальевна села семь лет назад. До того нанимала работников.
— Первый попался наркоман. Я прихожу, а он только в окно заглядывает, — рассказывает Одинцова. — Его я выгнала. Посадила второго, Сашу, а он пьяница. В киоск друзей начал водить. Я ему сделала замечание, а он мне еще и кулаком зарядил. Его я выгоняла с участковым.
Сергей каждый месяц на книжку носил 1000 рублей
Виктория выпивает коньяк и запивает кофе.
— Нашла третьего, Пашу, — продолжает женщина. — Не пил, не курил и с работой справлялся. Он был верующий, в церковь ходил. Как-то прихожу — стоит мешок обуви. Он говорит: это моих братьев и сестер по церкви. Хотел бесплатно отремонтировать. "А мне что с того будет?" — спрашиваю. А он говорит: они же за нас молятся. Выгнала и его. Думаю, дела не будет, и села сама за станок. Научилась быстро. Оно и не тяжело, главное — чтобы в голове что-то было и руки стояли.
Мастерица открывает киоск. Оттуда выбегают трое худых котов. Виктория насыпает в жестянки гречневую кашу.
— У меня дома еще шесть котов, три собаки, две вороны и еж Тишка, — хвастается сапожница . — Его мамашу подобрала на дороге ночью. Бросила в сумку и принесла домой. В квартире она залезла под батарею, шуршала там газетами. Через две недели смотрю — бегают три маленьких шарика, такие еще л ысеньк ие , без колючек. Двое с мамаше й убежали через входные двери — я их открываю, потому что душно. А Тишка остался, ему уже месяц.
Виктория включает вытяжку — в киоске воняет котами. В небольшом помещении на полках аккуратно сложена обувь. В углу стоит станок, под окном — плоскогубцы, молотки, электроплита. На гвозде висит рабочий халат. Напроти в дверей — зеркало.
— Это — чтобы хорошо выглядеть, — смеется. — Мужчины, когда видят меня за работой, сочувствуют. А женщины смотрят с недоверием и завистью.
За день мастерица зарабатывала 30–50 гривен. Жалуется, что уже четыре месяца не работает.
— Мэр Черновецкий требует новые документы на аренду, — нервничает Одинцова. — Раньше киоск можно было ставить рядом с домом. А теперь только в 10 метрах. Я померила, выходит, что мой будет среди дороги. Нового места под него тоже не дают. В райисполкоме кричат, что земли нет. По-видимому, хотят взятку. Потому что на Попудренко, — показывает рукой в сторону метро, — киоски не трогают, работают, как раньше.
Виктория Витальевна живет сама в однокомнатной квартире. Говорит, что ищет мужа.
— Я ж как будто не страшненькая и делать все умею, — из сумки достает зеркальце, поправляет прическу. — После смерти мужа был у меня Юра. С ним жила семь лет. Он говорил, что любит, но нигде не работал. Я его год кормила, потом надоело, посадила его в киоск обувь ремонтировать. Так он начал друзей водить, выпивать. Раз прихожу — киоск открыт, все пьяные. На руках у Юры сидит его кума. Я говорю: не поняла, что это такое? А она мне: кто ты такая? — фыркает женщина. — Так я ее за волосы оттуда вытащила. А Юру выгнала. Потом мы помирились, еще немного жили вместе. Но скоро он спился, и я выгнала его окончательно.
1961, 25 февраля — Виктория Одинцова родилась в городе Сочи в семье столяра и коп ировщицы
1978 — окончила киевскую школу N1
1978–1993 — работала на заводе "Кристалл" в отделе технического контроля
1980 — вышла замуж за сапожника Сергея
1994 — работала администратором в Доме художника
1995 — умер муж
1995–2002 — жила с киевлянином Юрием
2000 — начала ремонтировать обувь
Комментарии