Внизу столичного Андреевского спуска 70-летняя Галина Шиянова просит милостыню с большой стаей собак. Приходит сюда в выходные после 12-ти часов.
Помощники-попрошайки Маша и Дарик расстилают на асфальте старенький ковер. Галина наливает собакам воду в пластмассовые корытца, снимает красные туфли и босиком усаживается на коврик. Справа — картонная табличка: "Люди добрые! Помогите на содержание приюта для собак и кошек".
Все 14 собак — с ошейниками, поводки связаны вместе. Собаки чешутся, но псиной от стаи не несет.
— Это потому, что я их ежедневно обтираю уксусом, — говорит Галина.
Она — в голубом плаще, из-под которого выглядывает длинная белая сорочка в цветочек. На голове — несколько платков.
— Боюсь уши застудить, — объясняет и называет своих воспитанников. Маленькая черная — Муха, большой рыжий пес — Лорд, терьер — Слепой, две дворняжки — Тютя и Куця. Самый маленький, карманный Карабинчик путается между лап взрослых собак. На голове у него ранка, смазанная йодом. Лорд начинает рычать на дворняжку Чернышку.
— А ну, прекратите, — разнимает их Галина. — Чернышка сейчас кобеля просит, придется ее изолировать. Иди, Муха, погуляй, — отвязывает темного короткошерстого пса. Тот перебегает на полянку напротив.
Галина говорит, что живет неподалеку, в заброшенном доме — без воды, газа и света.
Как же вы зимой? — удивляюсь.
— Подбираю тряпье, закутываю собачек и сплю с ними, чтобы не мерзли, — улыбается редкими зубами.
Галина бездомными животными занимается уже 20 лет. Раньше работала фельдшером, жила в однокомнатной квартире на Борщаговке вместе с маленькой собачкой. Как-то она исчезла, женщина кинулась искать его на бойнях.
— На живодерне в Пирогове из собак, еще живых, снимали кожу или медленно убивали, — всхлипывает. — Один гвоздодерами душит, другой ломом бьет по голове. Я узнала, что кошку можно выкупить за 7 рублей 30 копеек, а собаку — за 7,60. Продавала простыни, наперники, одеяла и забирала собак. Теперь забираю животных из живодерни в Бородянке. Вот квитанции, — достает из кармана бумажку. Там написано, что собака продана за 76 гривен.
Кошку можно выкупить за 7 рублей 30 копеек
— Держу сейчас сорок собак, а когда-то триста было. На каждую у меня есть международный ветеринарный паспорт, — вытаскивает из внутреннего кармана пачку документов. Листает паспорт Лорда. И продолжает: — Как-то соседи ворвались в мою квартиру, много собак поубивали. Пришлось оставить жилье. Иногда наведываюсь туда помыться, постирать вещи. Неделю назад пришла заплатить за коммунальные услуги, а сосед встретил и начал угрожать, что глаза выколет, если я сюда еще нос суну. Мне разрешили переселиться в бывший кожвендиспансер на Татарке. Потом землю забрал под офисы бизнесмен Чабанов, — жалуется Галина. — Вызвал наряд милиции, заказал контейнеры и вывез собак за город. Уцелело только сорок.
Люди каждый раз бросают деньги в пластмассовую миску. За полчаса бабушка насобирала больше двадцати гривен.
— Дарик, купи себе поесть, — зовет своего помощника и дает ему десятку. Маше вручает столько же и отправляет ее за колбасой.
— Маша окончила театральный, — говорит Галина, когда та отходит. — Потом стала алкоголиком, бомжем... Собакам покупаем мясные обрезки, корм "Педигри", — объясняет дальше. — Зимой со школьной столовой дают остатки обедов. Больше всего денег идет на ветеринаров, хирургов.
У вас семья есть?
— Я в детдоме росла, от голода пухла. Потом чуть ли не ослепла и ревматизм подхватила. Вот моя семья, — гладит по голове рыжего Лорда.
А откуда золотое обручальное кольцо на пальце?
— Так оно же на мизинце, — демонстрирует правую руку. — Это чтобы сердце лучше работало.
Подходит турист в белых брюках и фотографирует стаю.
— Ага, а деньги положить? — сорвалась Галина. Мужчина послушно достает пять гривен.
— Пенсия очень маленькая, — прячет деньги.
Власть не помогает?
— Да где там! Зато Ющенко как-то проезжал на "мерседесе". Остановил машину возле меня и через помощника дал 50 гривен, — хвастается. — Я за президента потом свечку в церкви поставила.
Комментарии