"В море нельзя выходить в понедельник и пятницу. Но я в эти суеверия не верю, — говорит 59-летний Юрий Жирадков, капитан яхты "Аверс" из Николаева. — Я в понедельник из Белграда плыл — и путешествие успешно закончилось. Разве что в Черном море шторм начался, пришлись четыре ночи дрейфовать. Яхту сильно раскачивало. За минуту раз 40 бросало влево и вправо".
25 августа Юрий Жирадков вернулся из 40-дневного плавания. Мужчина проплыл на яхте 3 тыс. км: по реке Дунай добрался до Белграда в Сербии и вернулся в Николаев.
— Яхту сам смастерил, — приглашает на борт "Аверса", пришвартованного в николаевском порту. — Четыре года тому назад купил пластиковый корпус за несколько сотен долларов. Из алюминиевых труб сварил мачту. За год закончил такелажные работы и сразу, без обкатки, пошел по Черному морю через Варну, Синоп, Сочи и назад в Николаев. Тогда за 51 день преодолел 1300 морских миль.
Говорит, яхтингом занимается 20 лет.
— До конца 1980-х путешествовал автомобилем, — рассказывает Жирадков. — Возил за собой прицеп со спальным местом, газовой плитой, мое чкой, туалетом. Объездил весь Крым. Возил семью в Сухуми, Батуми, Тбилиси, на побережье Каспийского моря, в Прибалтику, в Карпаты, на Волгу. Когда Советский Союз развалился, стало тяжело с бензином. Тогда я перешел в парусный спорт. Немного подучился, чтоб не страшно было в море выходить. В первое плавание пошел в 1998-м, к Змеиному острову.
Что тяжелее всего в одиночном плавании?
— Выполнять самому несколько функции за целую команду. На борту я одновременно и капитан, и штурман, и рулевой, и кок, и боцман, и моторист, и механик, — загибает пальцы на правой руке. — Устаешь не столько физически, сколько морально. Нужно одновременно и рулить, и парусом управлять, и за борт смотреть, чтоб не столкнуться с препятствием. Вдоль бортов натянул тросы. Цеплялся за них карабином, чтобы не выпасть. Восточный люк накрыл колпаком, чтобы в шторм водой не заливало.
От румынской границы почти до Белграда яхту буксировали три украинских судна.
— Капитан "Алма-Аты" связался со мной по рации и сам предложил взять на буксир, — рассказывает Жирадков. — Потом я "подсел" на "Борисполь". Дошел с ним до границы с Сербией. Там меня подобрал "Кременчуг" — до самого Белграда. Денег с меня не брали, из морской солидарности накрывал матросам "поляны".
Дублировал каждое сообщение, чтоб жена не волновалась
Во время плавания Жирадков держал связь с сыном Вячеславом и женой Ниной.
— До границы с Румынией разговаривали по телефону, а затем переписывались э сэ мэ сками, — продолжает. — Дорогой сломался радиопередатчик, радиостанция работала лишь на прием. Дублировал мобильным каждое сообщение, чтоб жена не волновалась. В день отплытия Нина не мыла посуду и не убирала в квартире — у нас такая традиция.
Не страшно плавать в одиночку?
— Мне нравится плавать самому. На яхте спокойно, не то, что в университете кораблестроения, где преподаю, — смеется. — Не по себе было в горной части Дуная. Там почти 300 километров над головой нависают каньоны метров по 200 высотой. Казалось, камни вот-вот посы плю тся.
Горячую еду готовили?
— Продукты взял в Николаеве, хватило на все путешествие. В Сербии докупил овощей. Питался преимущественно сухарями и консервами. Горячее готовил бы чаще, если бы не разливалось в шторм, — улыбается. — Я на суше кашу терпеть не могу, а в море ем — аж за ушами трещит.
В настоящее время Жирадков готовится к кругосветному путешествию.
— Маршрут уже составил. Нарисовал схемы заходов в порты, где лучше обойти пиратские районы, где прогнозируют штормы. За зиму планирую построить пятиметровую яхту со стальным корпусом. На это нужно приблизительно 10 тысяч долларов. Пластиковый корпус такого путешествия не выдержит, — топает ногой по палубе.
1949, 7 августа — Юрий Жирадков родился в Китае, в семье военнослужащего
1973, 13 сентября — вступил в брак с Ниной Кондратенко
1975, 13 июля — родился сын Алексей
1981 — перевелся служить на Черноморский флот, переехал в Николаев
1984, 18 июня — родился сын Вячеслав
1988 — пошел на курсы яхтинга в Николаеве
1998 — вышел в самостоятельное плавание к острову Змеиный
2008 — за 40 дней проплыл из Николаева до Белграда в Сербии и назад
Комментарии