51-летний Мохамед Бенгех приехал в Украину из Сьерра-Леоне 21 год назад. Живет на Кировоградщине, в городе Александрия. А сейчас лечится в Киеве.
— Давление подскочило, — объясняет. — Вот и сегодня утром был 170 на 120.
На безымянных пальцах Мохамеда — большие серебряные перстни. От него пахнет корвалолом.
— Я старше, чем по документам, — рассказывает. — В 17 лет потерял паспорт. В новом потом записали, что я 1960 года рождения, а в действительности мне уже 51. Я из племени менде. Родился в городе Панбама, в 136 миль от столицы Фритауна. В Сьерра-Леоне только наш род — Бенгехи. Мой отец, Мохамед, был вождем. Умер в 1978-ом в возрасте 98 лет.
Спрашиваю, мог ли он стать вождем.
— Конечно, — говорит Мохамед. — Но был молод, а теперь не хочу. Наши вожди обычно лежат в гамаке. Например, если бы вождь хотел посетить Верховную Раду, его привезли бы на машине, а в зал занесли бы в гамаке.
Оставили в Сьерра-Леоне родных?
— У моего отца было 45 жен. По его линии имел около 40 братьев и сестер, точно не считал. Многие из них погибли на войне, сейчас их 20. И еще три сестры по матери. У нашей семьи было семь тысяч гектаров земли. Выращивали рис, кофе, имбирь. Я получил в наследство половину. В Сьерра-Леоне самый ароматный кофе на свете и лучшее пальмовое масло! — говорит гордо.
Говорит он по-русски. Любит использовать украинское наречие "на жаль".
Научился доить корову
— У меня, к сожалению, заболели глаза, — рассказывает о годах, когда изучал русский язык в Харьковском университете. — Поехал на операцию в Одессу, в Институт Филатова. Там познакомился с будущей женой, Ириной. Она тоже приехала на операцию. Уже имела сына Сергея, я его усыновил. Теперь ему 27 лет.
Рассказывает, что в Сьерра-Леоне для почтенного гостя режут козу.
— Это священное животное. За кражу козы могут посадить на три года. Козье молоко в Сьерра-Леоне не пьют. А национальное блюдо там — рис. Когда спрашиваешь у сьерра-леонца ел ли он, — скажет "нет", если на столе не было риса.
Вспоминает, что когда учился в Киеве, снимал дом в частном секторе. Хозяева, старые муж и жена, держали корову. Помогал им косить сено, научился доить корову.
Чем зарабатываете на жизнь?
— Долго преподавал английский язык в школе. Были ученики, которые дразнили меня "мартышкой". Сейчас не работаю, потому что у учителей маленькая зарплата. Купил патент, поставил на рынке палатку. Летом охлаждал напитки и продавал их торговцам. Зарабатываю репетиторством, достраиваю дом. Если приезжают чиновники из Сьерра-Леоне, — звонят мне. Я же язык знаю. Как откроют в Киеве наше посольство — пойду туда работать.
Мы заходим в кафе. Мохамед снимает куртку и остается в белой рубашке и полосатом галстуке. Машет у себя перед лицом рукой.
— Плохо, что здесь курят, — говорит недовольно.
Вытягивает из "дипломата" три фотографии. На одной — Мохамед с высокой красивой женщиной в очках. Это Ирина. На двух других — смуглые дочка Има и сын Яниджамба.
В Сьерра-Леоне ездите?
— В прошлом году в первый раз за 20 лет поехал, так как была война. Моей маме Марии уже 79 лет. Она боялась, чтобы я приезжал. Я приехал – как снег на голову. На Андреевском спуске купил деревянные бусы и поехал.
Спрашиваю у Мохамеда, что значат его перстни.
— Ничего, — смеется. — Понравились, потому что большие. Купил в Сьерра-Леоне, там серебро дешевое. Такой перстень стоит 10 долларов.
1955, 15 марта — родился в городе Панбама в Сьерра-Леоне
1983 — окончил педагогический колледж
1986 — приехал в Украину
1990 — женился на Ирине
1991 — окончил Киевский институт физкультуры, переехал к жене в город Александрия на Кировоградщине, родился сын Яниджамба
1993 — преподавал английский язык в школе, появилась на свет дочка Има
1997 — поступил в аспирантуру Кировоградского пединститута
2000 — начал торговать на рынке в Александрии
2001 — поступил в Черкасскую академию управления, факультет менеджмента
2005 — впервые за 20 лет посетил Сьерра-Леоне
Комментарии