Татьяна Султанов, 52 года, в Луцке проездом. Из Германии она приехала на Волынь к двоюродной сестре Марии. Дальше отправилась в Новороссийск к дочери, потом — в Ташкент. Больше всего родственников у женщины в Узбекистане.
Встречаемся в доме Кривцунов. Татьяна приехала поздно вечером, прихорашивается в другой комнате.
— Таня у нас такая пава, — шепчет о свояченице Василий Кривцун, 49 лет. — Но на мопеде гоняет, как заправская.
Через десять минут немка выходит. На ее бедрах — зеленый платок с бусинами. На левом запястье много тоненьких браслетов. Спрашиваем, сколько их.
— О, пять и ноль! — женщина перебирает пятьдесят браслетов, показывает на пальцах и "нолик". — Индийское! Я в Ташкенте индийские фильмы любила, училась танцевать, головой туда-сюда.
Татьяна садится на тахту, улыбается и водит головой параллельно по плечам.
— В хореографическое училище меня не отдали, — жалуется. — А я балериной хотела стать, танцевала с сестрой под арию варяжского гостя. У мамы была такая затертая пластинка.
Мать Татьяны — Александра, 82 года, работала учительницей в Ташкенте.
— Все хотели, чтобы она учила их детей, — вздыхает женщина. — Но ко дню учителя ее не награждали, потому что была немкой. На нашем заборе рисовали свастики, меня обзывали "фашисткой", камнями бросали в спину. Я не в злюбила Узбекистан, поехала учиться в Новосибирск.
Оставила ему дочку и поехала в Ташкент к маме
После института Татьяна вышла замуж за инженера Евгения Шадрина, родила дочку. Работала программистом в Новосибирске. В 28 лет записалась в кружок народных танцев. Дочку оставляла на няню.
— Мужу надоело, что я все время на танцах. Мы развелись. Я оставила ему Наташу и поехала в Ташкент к маме, — продолжает Султанов. — Там не любили россиян. Говорили, чтобы изменила русскую фамилию мужа на узбекскую. Я вернула свою девичью фамилию Султанов. Но все равно не смогла там жить. Можно было продать дом в Ташкенте и купить ванную комнату в Новосибирске. Решили с матерью ехать в Германию.
Летом 1996-го мать и дочь Султанов поселились в местечке Кемнитц, в бывшей ГДР.
— В мои "за сорок" меня взяли программисткой в одну фирму. Я не хотела паразитировать и жить на одну социальную помощь. Езжу по всей Германии, работаю с уважаемыми клиентами — с "Фольксвагеном", например. Села на мопед. Постоянно живу в гостиницах, танцую там, — объясняет Татьяна.
В прошлом году женщина гостевала у дочки. На вокзале в Новосибирске приобрела за 70 руб. (около 13 грн) кассету "Ускоренный курс танца живота". Дома поняла, что это некачественная пиратская копия. В Германии заказала через Интернет другие кассеты с танцами.
— Приезжаю в гостиницу, включаю музыку и танцую. Мама меня хвалит, но говорит, чтобы одевала платье с сеткой, потому что живот висит!
- Маме пять лет назад прооперировали рак кишечника, — продолжает. — Не успела выздороветь, как получила инсульт. А этим летом уже мотыгой на огороде махала! Ей уже столько лет, у нее диабет, болезнь Паркинсона, — говорит Татьяна, звеня браслетами.
— Видели Александру на видео, — соглашается Мария Кривцун, 51 год. — Ого-го еще тетя!
— Это у нас семейное, — смеется Татьяна. — Моя вторая тетя Грета в свои семьдесят забросила ногу за голову, потому что учила "чудеса йоги". Кстати, тоже рак был. Я впервые начала танцевать в ее день рождения. Организовали тогда вечеринку с ферганскими танцами, стихотворениями Омара Хайяма, песнями о Ташкенте.
Расспрашиваю Татьяну Султанов о Германии. Она задумывается, перебирает бусинки из платка.
— Работодатели там хорошие. Я долго болела. Когда вышла на работу, попросила, чтобы меня сами уволили. Боялась потерять социальную помощь. А они пошли навстречу: пообещали облегчить труд, чтобы я не ездила, сидела дома. И это при сплошной безработице! — выкрикивает. — А простые немцы относятся по-разному. Вот чемпионат мира по футболу был, играли Германия и Португалия. Меня спросили, за кого болею? Отвечаю, что за Германию, я же не из Португалии. Они удивились: "Но ты же не из Германии".
Мне до пенсии еще 15 лет (сейчас в Германии женщины выходят на пенсию в 65 лет. Но обсуждается законопроект, согласно которому немки будут становиться пенсионерками на два года позже. — " ГПУ"). Буду танцевать, — Татьяна поднимается из кресла и качает бедром, звеня ожерельем. — Вот, как могу! Это называется "арабский ключ".
1954, 2 июля — Татьяна Султанов родилась в Ташкенте (Узбекистан)
1976 — окончила Новосибирский технический институт (Россия), начала работать программистом, вышла замуж за Евгения Шадрина
1978 — родила дочку Наталию
1984 — посещает кружок народного танца в Новосибирске
1985 — развелась с мужем, выехала в Ташкент к матери, дочка осталась в Новосибирске
1996 — Татьяна с мамой Олександрой выехали в город Кемнитц (Германия)
2001 — Александре Султанов сделали операцию на кишечнике
2005 — Татьяна начала заниматься арабскими танцами
Комментарии