"У меня ремонт, — говорит актриса Театра имени Франко Наталия Лотоцкая, 68 лет. — Нужно убегать из квартиры, потому что я уже отравилась этеми запахами".
Встречаемся в скверике около театра. Лотоцкая садится на бронзовую скамью возле памятника актеру Яковченко.
— Николай Федорович, золотко, — обнимает бронзового актера. — Это Фафаня, — гладит бронзовую таксу. — Яковченко жил рядом с театром, на Ольгинской. Фафаню выгуливал в парке. Хорошо, что пёс умер раньше, чем он. Жена Николая Федоровича Татьяна умерла рано, от рака. Потом ушла из жизни его старшая дочь Ира. Тогда умер Николай Федорович. За ним — младшая дочь, Юнна. Выбросился из окна ее муж — режиссер на радио Володя Бохонько. Сын Юнны Коля баловался алкоголем, наркотиками. Пропал без вести.
Говорит, Яковченко была очень гостеприимны.
— Принимали меня, в чем была, когда приехала в Киев. Привозила львовский кофе, тогда дефицитный.
Яковченко ходил в сандалиях? — показываю на ноги актера.
— Эти сандалии — просто чудо! — хлопает в ладоши Лотоцкая. — И бабочка, — притрагивается к бронзовой бабочке. — Он не стеснялось быть актером-клоуном. Мы с Яковченко вели на радио передачу "От субботы до субботы". Он любил анекдоты. Но еще одна ведущая — Надежда Батурина, из театра Леси Украинки — анекдотов не любила. Яковченко собирал мужчин в углу и рассказывал там. Батурина говорила: "Выходим отсюда".
Он боготворил дочерей, — продолжает актриса. — Покупал им украшения. У Иры был перстень с бриллиантами, в Юнны — с сапфирами. Собрал прекрасную библиотеку. Все это куда-то делось.
Лотоцкая берет у вахтера ключ от гримерной N8. Говорит, своей в театре никто не имеет.
— Когда гастролировали в Москве, в старом МХАТе сидела в личной гримерной Калягина и Мягкова, — вспоминает она.
В тесной гримерной шесть столов под стенами. Возле зеркал — старые красные лампы, некоторые заклеены синей и золентой. На вешалке — искусственная черная коса, вышиванка и плахта. По селектору слышны голоса — на сцене идет репетиция.
— Работаю в театре сорок лет, а столы те же, — говорит Наталия Васильевна. — Только окно новое поставили, потому что очень дуло.
Просит выключить селектор, потому что сама не дотянется.
Работаю в театре сорок лет, а столы те же
— Я училась на пятом курсе Львовского университета, когда при театре Заньковецкой открыли студию, — рассказывает актриса. — Сразу побежала учиться и туда. И Богдана Ступку затянула. Мы учились вместе в школе, в кино ходили. Ступка работал в астрономической обсерватории. Говорю ему: "Чего ты звёзды считаешь? Ану, марш в студию!". Он пошел. Прочитал монолог Гамлета на русском с галичским акцентом.
У вас был роман?
Лотоцкая хитро смеется:
— Говорил, что был влюблён в меня. Как-то бежал за мной три остановки трамвая. Но мне нравился другой. Я поехала в Киев, а Ступка вступил в брак с Людмилой. Наши дети родились в один год. Мудрый режиссер Сергей Данченко сделал нас парой в спектакле "Тевье Тевель". Когда в Москве в последней сцене я гладила Ступку по щеке, жена режиссёра Эфроса Наталия Крымова говорила: "Я давно не видела такой любви на сцене".
Лотоцкая смотрит в зеркало, снимает шляпку. Достает из сумочки гребешок, расчесывает волосы.
— У меня было неудачное замужество, — продолжает. — Но у меня хороший сын Денис, ему 39 лет. Дипломат, работает в посольстве в Армении. Имею 6-летнего внука Алексея. Когда надел школьную форму, говорю ему: "Алексей, ты — как лорд Байрон. Не слышал о таком? Писал сонеты и красиво одевался". Вдруг Алексей приносит бумажку. Говорит — написал сонет: "Людочка, я тебя нежно люблю. Твой Алексей". Купила ему на день рождения иллюстрированный атлас мира за 100 гривен.
Вы хорошая свекровь?
— Подарила детям квартиру. Я — " че рнобы лец" второй категории. Нас посылали в зону с концертами. Были мы им там нужны как свинье пятая нога. Ликвидаторы спят, а мы им что-то рассказываем. Зато с квартирами везло. На 75-летие театра дали двухкомнатную на Троещине. Дети продали ее и купили на Дарнице. Там сейчас живут родители невестки.
Были у вас романтические поклонники?
— На романы у меня не было времени. Сына сама поднимала. Меня больше любят женщины, руки целуют. Я же в "Тевье" играю маму. В Петербурге режиссер Володя Бортко стал передо мной на колени. Как-то Виктор Ющенко, когда был еще главой Нацбанка, давал фуршет. Познакомил меня с Екатериной. Он такой хороший, — страстно шепчет. — Когда подошел ко мне, я едва не лишилась чувств.
Лотоцкая 30 лет вела радиопередачу "От субботы до субботы".
— Девять лет, как ушла из нее. Такая прекрасная команда была. Никого уже нет. А когда-то не помещались за столом. Я была маленькой — сидела под столом и говорила оттуда. И платили нам нормально. У меня была ставка 9 карбованцев 50 копеек, потом — 13.50, потом — 15 карбованцев. Теперь платят 3–5 гривен. Я отказываюсь.
Лотоцкая пытается открыть ключом ящик стола. Под стеклом — открытка с поздравлениями по случаю 87-го театрального сезона. Фамилия актрисы вписана от руки.
— О, не открывается, — весело говорит. — Но я здесь ничего не храню. Набор с гримом у меня маленький, ношу его с собой.
Рассказывает, что любила актрису Наталию Ужвий:
— 7 сентября, на день Наталии, она звонила и говорила: "Малая, день рождения можно праздновать до 30 лет. А после 30-ти — переходить на день а нге ла". В театре цитировали ее шутку: "Чому худрада — о 10-й ранку? Це ж треба встати, зробити зарядку, прийняти душ, найти и одеть бывшее лицо".
А Сергей Данченко учил другому: "Вы идете в шестой гастроном, вас узнают. Так говорите: "Дайте бутылку водки", а не "бутылку водку".
Вас приглашали играть в сериалах?
— Приглашали в какой-то сериал о няне. Мне такое мыло не подходит. Я получаю приличную зарплату и пенсию. Мне хватает, я не прихотлива. Пошли как-то с подругой в магазин посмотреть на шубы. Примеряла норковую. Такая хорошая, с капюшоном, не очень длинная. Как раз, чтобы не подметать за бомжами. Посмотрели на цену, спрашиваю у подруги: "Что это за номера телефонов написаны?".
Наталия Васильевна поворачивает к шестому гастроному — купить хлеба. Говорит:
— Куплю ремонтникам на бутерброды.
1938, 21 сентября — родилась в поселке Большевцы Рогатинского района на Прикарпатье в семье врача и воспитательницы
1959 — окончила Львовский университет, факультет романо-германской филологии
1961 — окончила Студию при театре им. Заньковецкой во Львове, играла уркагана Котю, пионера Эдика, солнечного зайчика
1963 — работает в Театре им. Ивана Франко в Киеве
1965 — вступила в брак с кинорежиссером-документалистом Леонидом Автономовым, через 9 лет расстались
1967 — родился сын Денис
1968 — ведущая радиопередачи "От субботы до субботы"
1989 — премьера представления "Тевье Тевель", играет Голду
1993 — получила Шевченковскую премию
2000 — родился внук Алексей
Комментарии