- Павловна, Никитична, девчата, пошли танцевать польку! - зовет 22-летний Алексей Заец женщин в национальных костюмах. Те сидят на скамье перед сценой фестиваля "Жатва - Домоткань", который прошел в начале августа в Музее народной архитектуры и быта в селе Пирогово. Три года тому назад Алексей собрал фольклорный коллектив "Барвинок". 12 участниц живут в соседних селах Фасова и Людвиновка Макаровского района на Киевщине.
- В группе все молодые - 1930 года рождения, - смеется Заец. На его голове соломенная шляпа с красным цветком сбоку. - Говорю им: "Здесь старых нет. Не надо придуриваться, хромать, кряхтеть. Все одинаковые". Самой старшей певице 88. Не приехала, потому что уже плохо ходит, - приглашает к танцу женщину лет за 70. Топают на месте и размахивают руками. Рядом музыканты с гармошкой и бубном играют польку.
- Я выступал на "Голосі країни" в 2011-м. Товарищ подал туда заявку. Мне не сказал, - Алексей исполнил песню "Ой, у лузі калинонька". Ни один из судей за него не проголосовал. - Все хвалили. Но не знаем, куда вас применить, сказали. Если бы у меня была такая мать, как у Тони Матвиенко, то взяли бы, - говорит о дочке певицы Нины Матвиенко, которая получила на шоу второе место. - А я из бедной семьи. Мои родители - простые люди. Держат хозяйство.
Родился в Фасовой. Два года тому назад устроился в соседней Людвиновке завклубом.
- Все женщины из Фасовой. До людвиновского клуба - 4 километра. Попросили, чтобы в Фасовой выделили в клубе комнатку для репетиций. Сначала дали, а потом забрали. Сказали: "Вы не заработали". Я говорю: "Как это? Люди всю жизнь проработали в колхозе".
- У нас детства не было, - рядом садится 64-летняя Надежда Никитична. - В школе гнали на поле. Дома - звенья. Из-за этой работы возненавидела село. Проводим репетиции в старой хате моей матери. Или поем прямо на улице около школы под памятником неизвестному солдату. Алексей с детства ходил к старым людям, все записывал. Собрал в селе тысячу песен. А власть его травит. Им не жаль того места в клубе - все зависть. У нас таланты принято топить, а серость сама пробьется.
Вот вчера был день села в Людвиновке. А завклубом из Фасовой распоряжался, как Алеше концерт вести. Он такой сценарий написал! Вспомнил историю села, переселенцев из Чернобыля. Его друзья приехали поддержать. А председатель села пошел с депутатами пить. Обычные односельчане нас принимают очень хорошо.
Подходят две женщины в ярких платках. Говорят Зайцу, что пойдут обедать. Называют его начальником.
- В людвиновском клубе аварийный выход и веранда завалились, костюмов нет, - жалуется Алексей. - Получаю полставки - 550 гривен. Сейчас добавили гривен 10. Не раз просил, чтобы выделили средства побелить, подмазывать. Даю свои деньги на бензин, если надо ехать выступать. Так и расходится вся зарплата.
- Надя, вон свадьба едет, - подходит немолодая женщина в желтом платке. Останавливаются три автомобиля, украшенные искусственными букетами. - Хотя бы табуретку взяли, чтобы встретить молодых.
- Да они не понимают этой традиции. У нас, как венчались, то выносили хлеб с солью, табуретку. Преграждали им дорогу. А молодые должны были откупиться магарычом, - говорит Надежда Никитична.
Передник - из наволочки. Рубашку люди дали напрокат
- Вот это все сами пошили. Передник - из наволочки. Рубашку люди дали напрокат. А это Льошик за свои деньги пошил мне машинкой, - Надежда Никитична из группы "Барвинок" берет полу темно-синей юбки, обшитую полоской зеленой ленты.
- Из зарплаты купил материал на юбки. Отца мать шить научила. Мария Мусеевна звать, 83 года имеет. Она - переселенка из Чернобыльского района, - говорит Алексей Заец. - Малый был, лез, когда шила. Била по рукам, чтобы иглу не брал. А я спрячусь под кроватью и шью. Вышиваю разными техниками - белой гладью, когда белыми нитями по полотну, крестиком. Разные виды мережек знаю. У меня более 20 костюмов. Шью штаны, камизельки, свитки. Дома хожу в натуральной полотняной одежде, но в более скромной, без вышивки. От бабушки песен научился. С нами она не выступает, потому что с двумя палочками едва по хате передвигается. Но со мной до сих пор поет.
Комментарии