В селе Великая Добронь Ужгородского района Закарпатья начался сезон сбора сорго — растения, из которого вяжут веники. Им засеяны 150 гектаров окрестных земель.
Великая Добронь — венгроязычное село. Расположено в 40 км от Ужгорода. Большинство здешних зарабатывают на выращивании овощей и сорго.
В субботу в 11.30 в урочище Оронеш Домб 10 семей собирают эту культуру. На поле под лесом работают 50-летний Василий Молнар с женой Марией, 33 года. Им помогают дочери — 14-летняя Мария, на год младшая Дора и Виктория, 11 лет.
— Сорго выращиваю с детства. Сколько себя помню, ходил на поле с родителями, — рассказывает Василий. — Как женился, стали работать вдвоем с женой. Дети подросли и помогают. Раньше работал в лесничестве, а как сократили, то только этим занимаюсь. В селе работы другой нет, а на вениках можно хорошо заработать. У нас 80 соток под сорго, каждый год вяжем до тысячи веников. С этого и кормлю семью.
Молнары работают кухонными ножами. Ими срезают верхушки растений, складывают в снопы, вяжут.
— Если будет хорошая погода, нужна неделя, чтобы собрать сорго. Дома его сушим, а потом целую зиму вяжем веники, — вытирает со лба пот.
Напротив каждого двора в селе стоят по два-три веника. Так крестьяне рекламируют продукцию.
— Через село проезжают на Мукачево, Берегово. Останавливаются и покупают веники. За штуку прошу 10 гривен, если берут оптом — даю скидку, — говорит 62-летняя Елизавета Пинте.
Она больше 30 лет делает веники. Выращивает сорго на 3 гектарах земли.
Нужны крепкие мужские руки. Женщины только обшивают метлы дратвой
— Собирали две недели. У меня 10 детей, все приехали помочь. Часть уже высушили, а остальное теперь досушиваю, — раскладывает зеленоватые снопы во дворе. — Сухие колоски сортирую на две кучки. Большие пойдут на сердцевину веника, а меньшие — снаружи. За прошлую неделю навязали 200 штук. Помогает мне сосед. Он вяжет сорго к деревянным древкам, а я прошиваю. Чтобы веник был ровный, хвост обрубаю топором. У нас принято так, что вяжут веники только мужчины. Потому что это тяжелая работа. Сорго нужно обвязывать проволокой — там нужны крепкие мужские руки. Женщины только обшивают метлы дратвой и обрубают.
Сорго сеют в марте-апреле. Оно растет, как злак. В дополнительном возделывании не нуждается, поэтому выгодно.
— В дождливое лето вырастает густое-густое, в засушливое — высокое и жидкое. В этом году дожди были обильные, вот и растение короткое и густое, — говорит Адальберт Рати, 64 года.
Он сидит в гараже. Сортирует сухие колоски. Рядом стоит самодельная мельница. На ней обмолачивают сорго. Зерном кормят кур и поросят. Часть оставляют на сев.
— У нас 2 гектара поля. Раньше сеяли 3 гектара, но это дорого обходилось. Нужно много денег на сев, на солярку для трактора. Поэтому уменьшили площадь. На остальной земле теперь выращиваю паприку, помидоры и огурцы. В этом августе было тепло, поэтому срезанное сорго хорошее высохло. Нужно следить, чтобы не было зеленое и мокрое, потому что тогда веник распадется. С гектара поля вяжем тысячу веников, а если хороший год, то и две тысячи выходит.
Иногда в село приезжают оптовые покупатели.
— По метлы едут аж из Днепропетровщины и Запорожья, — говорит Рати. — Пакуют в микроавтобусы. Раньше, до кризиса, мы имели заказы на год вперед. Теперь заработки упали, потому что заказов почти нет. Чаще приходится выезжать с метлами на базар в Ужгород. Там продаю в розницу. Нужно целый день торговать на палящем солнце, чтобы привезти домой сотню-две гривен.
Комментарии