— Сомнений в том, что это было самоубийство, нет. Следственные действия прошли очень быстро, потому что доказательств более чем достаточно, — говорит журналистка 26-летняя Екатерина Мизина о своем друге режиссере и путешественнике Леониде Кантере, 36 лет. Ночью 4 июня нашла его с простреленной челюстью в селе Обирки Бахмачского района на Черниговщине. По версии следствия, это было самоубийство. Через день тело мужчины сожгли в крематории столичного Байкового кладбища. Официально об этом не сообщили.
Прощаются с Леонидом Кантером в церемониальном зале крематория. Здесь собрались с два десятка людей. Собравшиеся поют народную песню "Ой, у лузі червона калина" и композицию "Жовті стрічки" группы "Братья Гадюкины". В конце трижды выкрикивают: "Слава!"
— На кремацию пришли лишь родные и ближайшие друзья Леонида, — говорит Екатерина Мизина. — Похорон не будет. Леонид просил не устраивать поминальных церемоний, а вместо этого приехать на его хутор и встретиться на кинофестивале "Сарай" в веселой компании, со светлыми воспоминаниями и хорошим кино. После того его прах развеем в нескольких местах. Вместо памятника просил посадить липку возле его дома.
Леонид Кантер жил на хуторе Обирок с 2007 года. С женой путешественницей 31-летней Дианой Карпенко проводили здесь художественные акции и фестивали. Регулярно устраивали творческие мероприятия и занятия для детей. В полиции говорят, Леонид Кантер застрелился из автомата на собственном дворе. Перед тем залез в металлическую бочку. Смерть снимал на камеру. Родными оставил предсмертные записки.
— Я не знаю содержания всех писем, — рассказывает Мизина. — В адресованном мне Леонид дал детальную инструкцию, как жить дальше и продвигать проекты, которые мы уже начали. Такие установки он всегда давал мне при жизни. Чувствовал, что и сейчас они мне понадобятся, чтобы не растеряться.
Во время последней встречи Леонид был в прекрасном настроении, — продолжает. — Он часто говорил, что не хочет дожить до старости. Мечтал умереть молодым и энергичным, когда вокруг будет бурлить жизнь. Близкие друзья знали о таком его желании. Леонид имел "чуйку". Почувствовал, что нужно уйти именно сейчас.
Леонид Кантер закончил столичный университет театра, кино и телевидения им. Ивана Карпенка-Карого.
С первого курса работал журналистом и телеведущим. В 2003-м основал киностудию "Лизард филмз".Через год начал художественный проект "С табуретом к океану" — отвез кухонные стулья к четырем океанам. Странствовал автостопом без денег. После путешествия в соавторстве с Павлом Солодько издал одноименную книгу. В августе 2014-го Кантер пошел добровольцем в АТО. Воевал в 2-ом батальоне Нацгвардии.
— Когда узнал, что он пошел на войну, написал: бери камеру, будем снимать фильм, — вспоминает режиссер Иван Ясний, 36 лет. С Кантером снял три ленты. — Он загорелся. С ребятами был в Донецком аэропорту. Возвращался оттуда утром. Был чумазым — в пыли, мазуте и порохе. Но его глаза светились. Радовался, что сумел вырваться из того ада. Часто рассказывал, как ему удалось выжить.
— Он не любил, когда его называли Леня, хоть так к нему обращались все, — говорит товарищ 37-летний Алексей Бык. — Не мог сидеть на одном месте — ноги сами вели в куда-то в мир. Когда отнес четвертую свою табуретку на берег последнего из океанов, я у него спросил: а куда теперь пойдешь автостопом? Он засмеялся и ответил: "Лишь бы ноги несли, а там придумаю". Он спускался по Нилу на папирусных лодках. Убежал из города в глухое село, где строил дома и открывал кинотеатры. Проводил фестивали и народную игру "Сталкер". Во время Революции достоинства похитил грейдер с Майдана и притянул его на Банковую таранить "беркутню". С камерой в руках бежал на штурм нового терминала Донецкого аэропорта.
Накануне смерти режиссер планировал поездку во Францию. Там 7 июня должен был показывать свою ленту "Миф" — о певце Парижской оперы Василии Слипаке, который погиб в зоне АТО 29 августа позапрошлого года.
— Недавно Леонид взялся за новый проект, — говорит коллега Светлана Лищинская. — 3 июня у нас была рабочая встреча. Говорили часов пять. У Леонида все время было ровное настроение. Имел много планов. Хотя глаза у него были уставшими.
С женой Дианой Карпенко Леонид Кантер прожил в браке почти 10 лет. Познакомились в театральном университете им. Ивана Карпенка-Карого. Имели трех общих детей — дочерей 9-летнюю Магдалену, Патагонию, 6 лет, и сына 2-летнего Дарьяна. Недавно супруги разошлись. Леонид Кантер жил на хуторе с другой.
— Леонид расстался с женой недавно, — говорит Екатерина Мизина. — Но духовно их отношения прекратились уже давно.
50 документальных лент снял Леонид Кантер. За последние четыре года завершил работу над тремя полнометражными фильмами. Их снимал в соавторстве с режиссером Иваном Яснием. В 2014-м они презентовали документальную картину "Война за свой счет", через год — "Добровольцы Божьей Четы". В этом году в феврале состоялась премьера их фильма "Миф" — об оперном певце Василии Слипаке, который погиб в зоне АТО. За четыре дня до смерти Леонид Кантер на своей странице в "Фейсбуке" написал, что его команда начала работать над приключенческой лентой "Человек с табуретом".
Принимал роды у жены
Леонид Кантер родился в Киеве на Троещине в семье учителей 27 июля 1981 года. Его отец умер. Мать с сыновьями Глебом и Дмитрием сейчас живет в Израиле.
Поступил в Киевский университет театра, кино и телевидения им. Ивана Карпенко-Карого. На втором курсе стал ведущим передачи "Грядущие знаменитости", выходившей на канале "УТ-1".
По окончании университета три года в нем преподавал. За это время получал здесь второе высшее образование по специальности "Режиссер телевидения".
В 2004 году начал проект "С табуретом к океану".
— Когда сидели с друзьями на кухне, я придумал игру — отнести четыре стула на побережье четырех океанов, — говорил Кантер. — Путешествие началось в том же году — с женой и старшей дочкой отправились с табуретом к Атлантическому океану. Впоследствии побывали возле Индийского, Северного Ледовитого и Тихого. Прошли 16 стран. Во время одного из путешествий жена забеременела во второй раз. Дочь родилась в Аргентине в машине такси. Роды принимал сам.
Летом 2007 года купил дом на хуторе Обирок Бахмачского района на Черниговщине. Отдал за него $800.
— Тело — это наша одежда. Его нужно в порядок привести. В Киеве ты этого как следует не сделаешь — ни фига времени на себя нет, — рассказывал Леонид Кантер. — Диван поставил на улице — научился этому у бедуинов. В доме мебели почти не имеем. Даже кровати. Спим на полу.
В начале 2010-х продвигал идею создания заповедника в околицах села Обирки. Но жители окрестных сел идею не поддержали.
В марте 2014-го осуществил рейд по крымским городам, которые готовили под российскую оккупацию. Делал оттуда сюжеты для телевидения.
45 дней Леонид Кантер принимал участие в АТО.
— Оказалось, что я не настолько эффективен как солдат. Возможно, если будет нужно, я возьму автомат и буду стрелять. Но я делаю это намного хуже, чем снимаю фильмы.
Комментарии