-?Звонит недавно адвокат: "Твоего судью Бог наказал". После того как купил новый "ниссан", перевернулся - машина в хлам, - говорит 28-летний Василий Абрамив, член националистической организации "Трезуб". В 2013-м получил три года условно за поджог офиса Партии регионов в райцентре Галич Ивано-Франковской области. Ранее уже имел условную судимость за то, что спилил памятник Сталину в Запорожье.
Абрамив встречает в центре Галича на старом белом пикапе. Едем в его родное село Заднестрянск, что в 10 км.
-?Однажды втроем с ребятами садимся тут в автобус, а в салоне - прокурор, - показывает из окна на небольшую будку автостанции. - Спрашиваю у него тихонько: "Ну что, рассказать людям, кто ты такой и что делаешь"?. - "Да нет, ребята. Не надо устраивать скандал. Я свою бумагу заберу". Тогда он требовал, чтобы мой условный срок заменили на реальный, потому что я - опасен для общества.
Чтобы объехать ямы, маневрирует по всей дороге. Живет в отдаленном районе Заднестрянска - Калабане. Вдоль тропы к дому растут бархатцы. В небольшой кухне делает кофе. Ставит на стол белый пластиковый тазик с жареными пампушками.
-?Вкусные, бабушкины, - приглашает угощаться. - Как раз баба во мне националиста и воспитала. На все праздники водила в церковь, об украинских партизанах рассказывала. Когда мне в Галиче приговор зачитывали, после слов "три года" в обморок упала. Пришлось "скорую" вызывать.
На кухню со двора заходит 72-летняя Анна Дмитровна. Из-под коричневого свитера виден передник.
-?"Газета по-украински"? - переспрашивает. - Понятное дело, что должно быть по-украински, а не по-русски. Влезла к нам московская гнида, и выгнать её нельзя, ещё и жупан надела. Янукович в Европу ведет? Да чтоб он сдох. Говорю Василию, чтобы сидел дома и никуда не ходил. Потому что сколько таких, как он, уже за 100 лет на тот свет перешло, а зараза нами как правила, так и правит.
-?Но есть результат - украинская нация на своей земле. Потому что боролась, - отвечает внук.
-?Вася, такими ребятами, как ты, дыры затыкают. Юлька ничего не сделала, Яценюк - тоже. Только кричат что есть мочи: "Мы сделаем"!. Да ты, скажи, что уже сделал. Зато ребят молодых, которых судят за Украину, фотографируют и на Запад высылают - показывают, что борьба продолжается. И деньги гребут под себя.
Женщина моет руки в умывальнике.
-?Придешь в церковь — молодых очень мало. А на всяких шоу буги-вуги, - поднимает руки вверх и трясет телом, имитируя танец, - миллионы их скачет. Ясное дело, что они сатане служат. Да и священники не лучше - баба едет на огород на старом ровере, а он - на "мерседесе". Правду Библия пишет: дорога в ад будет устлана священниками.
Василий забирает показывать свою комнату. Там евроремонт. На полу светлый ковер. У компьютерного стола - книжный шкаф.
-?Думаю, "Регионы" сами свой офис подожгли для пиара. Сразу нардеп Чуднов с телеканалами приехал. Рассказывали, как они здесь, бедные, терпят. Двери чуток обгорели, а они написали, что убытков на миллион гривен. Единственный аргумент против меня тот, что за пять дней до поджога приходил к ним. Принес газету, поспорили об ОУН-УПА, о подкупе избирателей. Но в день поджога я в кафе сидел. Найденные на бутылке со смесью отпечатки - не мои. Доказательств - никаких.
В 2011-м Василий Абрамив три месяца провел в Запорожском СИЗО за участие в спиливании памятника Сталину.
-?Дали два дня на освоение в камере, а на третий выгнали всех с вещами на выход. Меня забрали к следователю, а сокамерников через металлоискатель провели. Возвращаюсь, а там все злые на меня: пока меня не "подселили", обысков в камере не делали. Забрали три иглы, три телефона и две зарядки - богатство, собиравшееся в камере годами. Выставили мне сумму - 1,5 тысячи гривен.
Нас азам поведения на зоне учили. Знал, что могу передать "маляву" (жалобу. - "ГПУ") смотрящему тюрьмы. Но пока до него информация дошла, я два раза с сокамерниками бился. Кулаками нельзя - это не по понятиям, поэтому заработал синяк на лбу банкой масла. Потом ударили в голову "литряком" - металлическим горшком, который есть в каждой камере. Разнимал нас азербайджанец, спавший подо мной. Он нейтрально ко всему относился, часто садился на нары молиться. Я также молился, поэтому мы были духовно близки.
Василий должен оплатить Коммунистической партии 11 тыс. грн за спиленный памятник Сталину. 900 грн - за экспертизу бутылок, которыми подожгли штаб "регионалов". Говорит, из-за этого не устраивается официально на работу, потому что деньги начнут высчитывать из зарплаты.
У Абрамива звонит телефон.
-?Жена спрашивает, не забыл ли угостить пампушками, и предлагал ли чай, - улыбается.
В прошлом году Василий вступил в брак с 19-летней Анастасией из Днепродзержинска, членом организации "Трезуб". Жена переехала к нему. Сейчас лежит в роддоме. В феврале должна родить первенца.
-?Я вырос без отца. Четыре года был отчим, ушел. Мама с 1991-го держит магазин в Заднестрянске. Перед кризисом взяли кредит, чтобы выкупить дом, в котором он расположен. Сейчас нечем платить, поэтому мама поехала в Италию. А я за работой присматриваю.
Комментарии
48