"Я только вчера из больницы вернулся. У меня высокое давление, две недели в Тернополе лежал. В воскресенье на хорах в церкви был. Пою там в басах", — выходит во двор 73-летний Иван Качунь.
Мужчина живет в селе Купчинци Козивского района на Тернопольщине вместе с семьей приемной дочери Анны. В гостиной празднуют ее именины. Идем в соседнюю комнату.
— Я до этого работал на токе сторожем. За год давали12 копен пшеницы и пять центнеров зерна. Это был хороший зароботок, но больше не пойду, — рассказывает мужчина. — Старый стал, не годен работать. Зато память хорошая. Могу любое слово морзянкой выстукать, хотя 50 лет как после армии.
Иван Степанович рассказывает, как перед армией его хотели записать в комсомол:
—18 лет было. Во всех селах уже были комсомольские организации. Только наше и соседнее Городище упирались. На Сочельник вызвали нас, 11 ребят, в военкомат в Козлив (тогдашний райцентр. — "ГПУ"). Завели в класс, дали бумагу и ручки. Никто не записался в комсомол. Нас повели в подвал, заставили колоть дрова с девяти утра до шести вечера. Когда стемнело, выпустили. Пока 15 километров по снегу назад дошли, дома уже поужинали. На Рождество сказали опять появиться в военкомате. Выпустили аж на рассвете.
Качунь обещал, что запишется в комсомол в армии.
— Служил в Иркутске, в войсках противовоздушной обороны. Из 25 ребят во взводе лучше всего передавал сигналы азбуки Морзе, — улыбается Иван Степанович. — За это меня забрали в сержантскую школу. С комсомолом я их обхитрил. Договорился с другом, секретарем комсомола, и на все собрания заступал в наряд.
Иван Степанович был женат на родных сестрах
Говорит, на должности помощника командира взвода получал 125 руб. Еще 50 доплачивали за знание азбуки Морзе:
— Я дома никогда гармошку не видел. А там в каждой батарее была, научился играть. Собрал 425 рублей и купил инструмент. Когда приехал домой, стал музыкантом в клубе.
Иван Степанович был женат на родных сестрах. С односельчанкой Софией прожил шесть лет. В 1968-ом жена умерла от порока сердца.
— Тесть и теща звали к себе, — делится Качунь. — Говорили: лучшего зятя мы не найдем. Их младшая дочка Мария разошлась с мужем, сама воспитывала 5-летнюю дочку Ганю. Я в их хате привык, поэтому решил на ней жениться. Я двух женщин любил. Когда нашему сыну Андрею было 8 лет, Мария умерла от красной вовчанки. Я вырастил ее дочку Ганю, выдал замуж.
Семья живет совместно. В старом доме — сын Андрей с женой и дочкой, третьеклассницей Юлей. В новой — Иван Степанович, с Анной и ее семьей: мужем и внучками — 24-летним Андреем, 18-летней Оксаной, 16-летней Лесей.
Иван Степанович говорит, что у приемной дочки ему хорошо:
— Когда лежал в больнице, внученька Оксана выходила замуж. Приехали, хотели забрать меня на свадьбу. Но я отказался. У меня давление скачет. Не хотел доставлять им хлопот.
Он приносит вилку. Выстукивает на столе свое имя.
— Еще хотел научиться машину водить, — рассказывает дальше. — Пошел в строительную бригаду в Козиве. Днем на строительстве, а вечером — на курсах учился. Потом 37 лет шофером проработал.
1934, 9 октября — Иван Качунь родился в с. Купчинци Козивского р-на Тернопольской обл.
1952 — на Сочельник пилил дрова в подвале военкомата
1963 — женился на односельчанке Софии
1968 — жена умерла от порока сердца
1972 — вступил в брак с ее сестрой Марией; у женщин от первого брака была дочка Анну
1975 — родился сын Андрей
1983 — умерла жена Мария
2007, декабрь — попал в больницу с высоким давлением; внучка Оксана выходила замуж
Комментарии