34-летний режиссер Олесь Санин считается одним из лидеров нового украинского кино. Его фильм "Мамай" был даже номинирован на "Оскар".
К кафе "Купидон", на Пушкинской, Санин подъехал в новеньком "БМВ" цвета грязного асфальта. Просит прощения за опоздание — искал место для парковки.
— Поедим что-нибудь?
Вокруг мрак, звучит музыка. Он в черных кожанке и джемпере. Волосы держат поднятые на лоб темные очки.
— Вырос я в Луцке — начинает разговор. — В городе, где всевозможные нимфы бродят. Дорога от школы домой была очень длинной — через парк. Там я охотился на тритонов, переходил реку вброд, строил плоты. Папа — преподаватель истории искусств, а мама — специалист по экстравагантной истории: знает технологию приготовления еды, сервировки стола.
А на другом конце города рос лидер группы "Тартак" Саша Положинский.
— С Сашей мы вместе в детсад ходили. Он был популярный среди детей, потому что Сашин папа работал директором дома природы — с живыми обезьянками, рыбками. В пять лет мы влюблялись в одних девочек. А лучшим другом детства был Сергей Михальчук — мой оператор, с которым снимаю все фильмы. Мы шесть лет за одной партой просидели, а затем в театральном институте вместе учились.
Отмечает, что режиссер — это профессия опыта и характера.
— Родные говорят, что я жесткий человек. Говорю по телефону, а у меня интонации полковника. Секундочку, — берет мобилку. — Смотри, субтитры давай по-английски, — дает кому-то указания.
Санин пользуется мобилкой "Нокиа". По его словам, "самая живучая", потому что служит уже полтора года. Другие "в руках горят".
А как мир воспринял "Мамая"?
— В США высоко оценили иначесть этого кино. Но там на все смотрят, как на источник новых идей для себя. Мне бы не хотелось просто так бросаться в рабство и, получив дом на Майами, доживать там свой век. У меня есть дом в Лос-Анджелесе. Ну, не мой, но я могу там жить, работать и снимать раз в полгода две рекламы. Но не хочу.
По телефону у меня интонации полковника
Опять звонит мобилка. Олесь дает советы:
— У тебя же передний привод? Ну вот, поменяй... В том магазине есть всевозможные примочки. И перейди на другие масла. Я бывший спортсмен, автомобилист, — объясняет. — Хотя на ралли Червоненко не езжу.
Ты женат?
— Женился, когда время пришло, но это мои личные дела. Жена Ирина — актриса. Сейчас активно занимается воспитанием двоих дочерей. Я по характеру Лев, причем огненный. Иногда прихожу с работы в два ночи, а еду на съемки в шесть утра. Успеваю только поцеловать спящих деток. Однажды семья выставила мне счет. Жена отмечала, когда я был дома. Оказалось — меньше месяца за весь год. Иногда они приходят ко мне на съемки.
Друзья — из творческой среды?
— Мы, поколение 30-летних, работаем в шоу-бизнесе, где друзья и конкуренты — почти одно и то же. Только сейчас стали сближаться. Гипердружеских отношений нет — все заняты, живем в разных странах.
Спрашиваю, кем бы мог стать, если бы не был режиссером.
— Третий год я свободный художник. Меня отстраняют от режиссуры. Хотя на мое образование потрачены миллионы долларов. Занимаюсь побочными историями. Пишу. Снимаю музыкальное видео, рекламу, еще всякую беду. Когда-то был разговор с великим актером Алексеем Петренко. Он — уже дедушка, мы иногда встречаемся. Петренко сыграл Распутина, а затем мало что сделал. Говорил мне: "Знаешь, такое ощущение, что меня посадили в реактивный самолет, сказали — ты должен долететь. Я долетел, остался жив. А теперь летаю на кукурузниках, подметаю взлетную полосу". Часто и у меня бывает такое ощущение.
Санин сидит сложа руки. Навалился на стол крепкой фигурой.
Спортом занимаешься?
— Занимался триатлоном: это плавание, бег и велосипед. Но из-за травмы ног пришлось оставить эти подвижные виды спорта. Люблю мото, авто. Когда-то любил верховую езду. Фехтую разными видами оружия.
Знаю, ты играешь на бандуре. Это хобби?
— Хобби — это кино, — отрицает он. — Мой двоюродный дед изготовлял музыкальные инструменты. В Киеве несколько лет я был подмастерьем у фантастических мастеров. Здесь нужно чувствовать течение времени, ведь этот инструмент тебя переживет.
Ты — волыняк, ребенок природы. Как живется в мегаполисе?
— Я живу в академгородке, возле леса. Завишу от деревьев, солнца. Точно могу сказать, в котором часу будет завтра тепло или нет. Я действительно волыняк. Я — Лукаш.
Рассказывает, что заканчивает документальный фильм "Вива, Куба!", снятый на Кубе. И начинает ленту "Сало" — о феномене украинской духовности. Еще готовит фильм "Кобзари".
Фехтую разными видами оружия
— Кино — это еще и деньги, — отмечает. — И они должны найтись. Вот этим и занимаемся — приращением, срастанием, бочкованием. Иногда хожу на встречи... чтобы не назвать это пьянкой.
Интересуюсь, что Санин предпочитает из алкогольных напитков.
— Можно бизнес-ланч? — обращается он к официантке. — Супчик, салат из капусты. Курица жареная... Я не пью вообще. Я же говорю, у нас с Положинским общее воспитание. Хотя на Волыни пьют сильно. Но мы с Тартаком люди оригинальные — как-то избежали этого. Да и желания нет. Вдобавок и не курю. К сожалению, во всем ином я очень грешен. Хотя я человек религиозный. Малоцерковный, но религиозный.
Смотрит на швейцарские часы марки "БМВ". Вспоминает, как ездил на фестиваль "День независимости с Махно".
— Подумал, что грустно смотреть на фейерерк в столице. Сел на мотоцикл и поехал в Гуляйполе. Ехал я долго. Люди угощали молоком, спрашивали: куда же ты едешь? Подобная романтика привела некогда людей на Майдан. Я даже кино об этом снял, "День седьмой" — о событиях оранжевой революции. Странно, но он сейчас стал едва ли не бестселлером DVD-продаж. Второй тираж уже распродается. Я раньше не знал, как снимать фильм о революции или войне. Теперь четко себе это представляю.
1972, 30 июля — родился в Луцке в семье преподавателей
1977 — первая любовь
1989 — Киевский театральный институт им. Карпенко-Карого, актерский факультет
1993 — режиссерский факультет
1998 — родилась дочь Иванна
2001 — документальный фильм "Рождество"
2000 — родилась дочь Саша
2003 — фильм "Мамай"
2005 — документальный фильм "День седьмой"
Жена Ирина — актриса
Комментарии