6 января освобожденные из пиратского плена моряки судна "Ариана" вернулись в Украину. Захваченный сомали йскими пиратами балкер освободили 10 декабря за $2,8 млн. На его борту находились 24 моряка. Судно восемь месяцев простояло в плену в Индийском океане.
— Я семь месяцев проходил в одних трусах и шортах, — рассказывает матрос 23-летний Александр Бондаренко на пресс-конференции в столичном информагентстве УНИАН. — По очереди стирал то одно, то другое за бортом. От соленой воды вещи стали твердыми и белыми. Другие шорты и футболки пираты украли. Сказали всем принести мобильные телефоны, но трое моряков успели свои спрятать.
Механик 40-летний Андрей Муругов вспоминает день нападения.
— Еще за день до этого капитан знал, что между Мадагаскаром и Сейшельскими островами пираты захватили четыре судна. "Ариана" могла обойти опасную зону, где орудовали пираты. Топлива на это было достаточно. Не знаю, почему этого не сделал капитан. Пираты напали на нас около шести утра 2 мая на двух катерах. Атакующих были девять человек. Все молодые, вооруженные автоматами Калашникова и гранатометами РПГ. Кривились, когда узнали, что мы украинцы. Боялись, что Украина бедная, не сможет заплатить выкуп.
Второй помощник капитана 29-летний Сергей Лупачев плавал с отцом Александром, 54 года. Он работает третьим механиком.
— На судне было от 15 до 35 пиратов. Менялись еженедельно. Кто уходил, а кто приходил — было непонятно. Что такое пират? Еще вчера коз пасли, а сегодня с автоматом в руках. На английском разговаривают нескольких человек. И то знают лишь " окей", " єс" и " ноу". Ходят босые, в обтрепанной зеленой униформе, с гнилыми зубами, худые. Забрали наши кассеты и смотрели фильм "Штрафбат". Ничего не понимали, но им нравилось, когда стреляют.
Моряк уставший, исхудалый. Матрос Юрий Васильченко, 28 лет, в плену сбросил 7 кг. Дома его откармливают картофельным пюре и белым куриным мясом.
— На Рождество приехал домой, а там целый стол вкуснятины. Голубцы, студень, запеченая утка. Мне этого пока нельзя. Пираты поили нас ржавой водой, в которой плавали головастики. Рис давали заплесневелый, черный. Иногда разрешали порыбачить. За полчаса клевало пять рыбин. Три забирали пираты, а две мы варили к рису. Пираты угощали нас катом, который все время жевали. Это зеленый кустарник, листья которого используют в качестве легкого наркотика — заменитель запрещенного в мусульманских странах алкоголя. Но и алкоголь, который им привозили, они пили.
Его перебивает Андрей Муругов.
Роды длились три дня. Рожала при всех
— Пьяные связывали нам ноги и руки, бросали на накаленную палубу. Наблюдали 20 минут. Потом забирали, чтобы не обгорели. Часто били. Больше всего доставалось капитану и стармеху. К женщинам, которых на судне было две, даже пальцем не притронулись. Зато нас заставляли на палубе становиться в позу ласточки, хохотали. Когда в небе над судном закружил американский самолет, нас построили на палубе. Люди из самолета посчитали нас, потом сбросили цилиндр с 3 миллионами долларов. Пираты выскочили за борт. Плавали там 20 минут, потому что потеряли цилиндр. От удара об воду он раскололся, денег в нем не было. Мне показалось, что все — конец, сейчас нас расстреляют. Оказалось, деньги были зафиксированы по стенкам цилиндра.
За рейс, который длится 1–2,5 месяца, моряк получает $5–8 тыс.
— Такие деньги получает капитан, его помощники и несколько электромехаников, — уточняет на улице Александр Бондаренко. — Как матрос я получаю 1200 долларов. Я из Николаевщины, мои одноклассники безработные, пьют. Если бы не пошел работать матросом — спился бы. Отдохну до осени и опять пойду в море.
39-летняя Лариса Салинская работала на судне коком. Была беременной, но ребенка потеряла.
— Если бы не пираты, ребенка доносила бы, — рассказывает она по телефону. В Киев на пресс-конференцию Лариса не приехала. — Выкидыш произошел, потому что нервничала и не было чего есть. Ребенок не набирал веса, началось кровотечение. Роды длились три дня. Рожала при всех, потому что жили в одной каюте. Жара 35 градусов, теснота. Ребенок родился мертвым. Когда это увидел пиратский босс Мухаммед, отселил меня с мужем в отдельную каюту. Раз позволили поговорить с профессором из Кении. Он посоветовал принимать антибиотики, чтобы не было заражения крови. Лекарств хватило на семь дней. Один из пиратов поплыл на соседнее захваченное китайское судно и привез мне пакет с антибиотиками.
Комментарии
3