четверг, 02 июля 2009 20:36

Мирослава Мельниченко вместе с сыном служила в Афганистане

63-летняя Мирослава Мельниченко 2,5 года работала официанткой в военном госпитале Кабула в Афганистане. Завербовалась туда добровольно. Женщина не могла вынести разлуки с сыном. Во время военной службы Валентин Мельниченко с 1987 по 1988 год охранял аэропорт столицы Афганистана.

Мельниченко живут на ул. Майданецкой в райцентре Тальное Черкасской области. По дороге к ним встречаю Валентина.

— Наш дом там сразу за трансформатором. Мать дома, — говорит.

Со двора выскакивает рыжая собачка. Следом за ней выходит Мирослава Васильевна.

— Не бойся, Топа не кусается.

Мельниченко садится на табуретку.

— Я сама родом из Западной. Может, слышал огород Самбор? Сюда приехала полоть свеклу, встретила Володю и вышла замуж. Сына родила в 1967-ом, а дочь в 1972 году. Валентин о кончил школу и пошел учиться на автомеханика. А весной 1986 года его забрали в армию. Первое пи сьмо пришло из Термеза (город в Узбекистане на границе с Афганистаном. — "ГПУ").

— Я как услышала об Афганистане — в ужас пришла. Уже тогда были случаи, что гробы в Тальное привозили, — всхлипывает. — Пошла в военкомат. А там майор Тартачный говорит, что раз в Термезе, то точно пойдет на Афган. Я тогда в разводе была, сама себе хозяйка. Решила, что раз так, то и я туда поеду. Тут же и завербовалась. Сыну, чтобы не волно вал ся, написала, что завербовалась в Германию.

Несколько месяцев пошло на подготовку выездных документов. На 14-летнюю дочь Татьяну Мирослава Васильевна оформила опекунство. Опекуном стал свекр Петр Мельниченко. Валентин уже был в Афганистане, охранял кабульский аэропорт. В декабре женщина вылетела в Ташкент.

— Там еще неделю сидела. Несколько раз ночью пробовали вылететь на Кабул, но аэропорт Кабула не принимал, потому что были ночные обстре лы. А я же сразу Валика там представляла.

Через несколько дней самолет таки вылетел. Мельниченко взошла по трапу первой.

— Все ушли на приемный пункт, а я хожу по взле тно й полосе, сына высматриваю. Подошел какой-то офицер: "Чего стоите, сейчас будет обстре л!" Говорю, что сын у меня здесь.

Офицер оказался земляком из Белой Церкви. Назвался Володей. Посоветовал написать записку для Валентина.

— Валик пошел к команди ру. Говорит: "Ко мне мама приехала". А тот смотрит на него: "Может, у тебя крыша поехала?". Но потом взял врача, Валентина и пришли на пересылочный пункт. Смотрю, а Валик маленький, худенький такой. Рассердился на меня: "Ты же должна была в Германии быть". Забрали меня в часть. Там и поужинали вместе: я, командир, Валик и комсорг.

Командир батальона Владимир Проценко был украинцем из Винницкой области. На утро Мирослава должна была вылетать к месту службы в город Шинданд.

— Проценко пошел в штаб армии. Упросил, чтобы меня оставили в Кабуле. На сле дующий день я уже работала официанткой в военном госпитале. Сколько, милая, там ужасов насмотрелась! Бывало, молодые ребята без рук и без ног. Обрубки. Наплакалась на всю жизнь. Говорил Валентин: "За всеми не наплачешься, мама".

Сына Мирослава Васильевна видела четыре раза в месяц. Случалось, оставался на выходные в госпитале. Потом командир присылал по него бронетранспортер.

Люди шли в магазин, а оттуда не возвращались

— Госпиталь был огражден очень высоким забором, чтобы афганцы машины со взры вчаткой не подогнали. Как-то около индийского посольства взорвали прямо на улице, так отец-афганец нашел голову своей дочери-школьницы аж на балконе соседнего здани я. Среди афганцев всякие были: и виновные, и без вины.

За работу Мельниченко ежемесячно перечисляли 100 рублей на сберкнижку в Союз. Еще 230 чеков можно было обменять на местную валюту афгани.

— Наменяем чеков и в город выезжаем раз в месяц бэ тээ ром скупаться. Страшно было. Случаи бывали, что люди шли в духан (магазин. — "ГПУ"), а оттуда не возвращались. И до сих пор их нет.

Весной 1988-го Валентин демоби ли зировался. Мать осталась служить до конца контракта.

— Тогда уже я выглядывала его пи сьма. Ребята- парази ты, бывало, ленились нести, так рвали и выбрасывали их.

Мельниченко пользуется льготами как бывшая интернационалистка. Ее внучка родила девочку.

— Мой Валентин теперь уже дед, — смеется.

Сейчас вы читаете новость «Мирослава Мельниченко вместе с сыном служила в Афганистане». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

1

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 1
Голосование Как вы обустраиваете быт в условиях отключения электроэнергии
  • Приобрели дополнительное оборудование для жилья для энергонезависимости
  • Подбираем оборудование и готовимся к покупке
  • Нет средств на такое, эти приборы слишком дорогие
  • Есть фонари и павербанки для зарядки гаджетов, нас это устраивает
  • Уверены, что неудобства временные и вскоре правительство решит проблему нехватки электроэнергии.
  • Наше жилище со светом, потому что мы на одной линии с объектом критической инфраструктуры
  • Ваш вариант
Просмотреть