Степан Пустовит, 39 лет, из села Сапижанка Шаргородского района Виннитчины с детства болен гемофилией. У него тяжело сворачивается кровь. Первая жена Людмила покинула его с двумя детьми. Со второй женой, тоже Людмилой, мужчина познакомился через газету.
— Людмила его на ноги поставила, — говорит сельский председатель Сапижанки 45-летний Петр Фомишин. — Они через газету познакомились, переписывались долго. Тогда Степан ее к себе пригласил. И она не испугалась, что такой несчастный на вид, худой, с двумя детьми. Вымыла их, вычистила. Еще двух своих дочерей привезла.
Во дворе Пустовитов сбитый из досок столик. На нем с полсотни разных кактусов. На лето Степан выносит их во двор.
— Еще с детства увле каюсь, — выходит на костылях хозяин. — Когда в больни цу приезжаю, в лаборатории или у медсестер о кактусах спрашиваю. Кто так дарит, у кого вымениваю.
Степан гладит белый от тонких пушистых колючек кактус. Потом на костылях идет к дому. Перед порогом сбрасывает шле панцы.
Жена Людмила, 39 лет, просит идти осторожнее и медленнее.
— Такие больные годами дома сидят, — помогает мужчине. — Никуда не выходят — упасть боятся или пораниться. А в селе как не выходить? Вот синяки себе и набивает. Они превращаются в гематомы. А как порежет где-то — то не дай Бог! Это сразу в больни цу везу, потому что кровью истечет.
Закатывает штанину на правой ноге Степана. Показывает большие синие шишки под коленом. Говорит, что он где-то легонько ударился.
— Я в детстве такой вредны й был, — кладет костыли возле дивана Степан. — И падал, и дрался. Тогда оно легче проходило. Первый раз мама узнала о болячке, когда селе дку ел и язык нечаян но прикусил. Кровь как полилась. Язык опух. Пришлось к врачу идти. Там и выяснили, чего оно так.
Сразу в больни цу везу, потому что кровью истечет
В дом забегает 14-летний сын Максим. Дочка Валя, 13 лет, отдыхает в пришкольном лагере вместе со своей сводной сестрой Катей, 9 лет. Старшая дочь Людмилы Елена, 21 год, живет в Виннице.
— Это царская боле знь, все цари ею болели, — Степан прижимает к себе сына. — Она по генам передается. У нас в роду у брата моей бабушки такое было. А если раньше копнуть, — то кто знает, может, и из благородных кто в семье был.
Садится на диван и руками поднимает ноги на стул:
— Женщины этой боле знью не болеют. Моего Максима прове ряли, то он чист. А вот у Вали, если сын родится, то может унаследовать.
Мужчина вытягивает из-за дивана незаконченную вышивку, наматывает на правую ногу.
— Мне так легче, чем с пяльцами, — начинает шить покрученными руками. — Потому что и так в руках тяжело иглу удержать, а с пяльцами еще и на обе стороны ее перебрасывать нужно. Я не такой ловкий.
Рядом с отцом садится Максим. Вытягивает нити из толстой косы. Вставляет в иглу.
— Я Тимошенко, — прикладывает косу из цветных нитей к голове.
Людмила просит не баловаться.
— Первая жена покинула меня с детьми, когда Максиму и двух годков не было, — говорит Степан. — А потом узнал, что ее за кражу в тюрьму на четыре года посадили. Отсидела только два. Пришла ко мне и стала детей делить. А я не дал. Сказал, что сам разберусь. Перед Новым годом узнал, что умерла она. Так всю жизнь беспутно и прожила.
Максим садится ближе к отцу, рассматривает вышивку.
— Я свое трактористом уже отработал, — говорит Степан. — Теперь иглой зарабатываю. В прошлом году Святого Мыколая за две тысячи гривен продал. Вот вышью Иисуса, может, кто купит. Будет и мне на ле карства, и тебе на у че бу, — гладит по голове Максима.
1969, 3 июля — Степан Пустовит родился в Одессе в семье моряка и
крестьянки
1974 — у парня обнаружили гемофилию
1993 — вступил в брак с Людмилой Сторожук
1994, 27 марта — родился сын Максим
1995, 1 июня — появилась дочка Валентина
1996 — Людмила покинула Степана и детей
2003 — вступил в брак с Людмилой Черной
Комментарии
1