Восемь лет по Украине и ближнему зарубежью путешествует запорожский цирк-шапито "Виктория". На стадионе "Ильичевец" в Умани на Черкасчине стоят несколько грузовиков и вагончиков. Сеткой ограждена территория для животных. Пасется привязанное пони.
- Нас здесь 30 человек. Все стали большой семьей, - встречает у кассы администратор Армен Айрапетян, 35 лет. - Коллектив у нас со всей Украины. Зимой отсиживаются по домах, с детьми и родителями. А как потеплеет, мы в кибитках по гастролям. По девять месяцев не бываем дома.
Возле раскладного купола цирка две девушки загорают на лежаках, несколько старших женщин стирают в тазиках. На веревках развешены цирковые трико. Мужчина на ступеньках вагончика чистит картошку.
- Быт у нас отличается от домашнего. Потому что живем в вагончиках. Тесно, но есть все необходимое, - показывает на кассу, где девушка продает билеты на представление. Поднимает столешницу - под ней плитка. - В быту плита. Бросил столешницу - и касса готова. Это для нас привычные вещи.
К клеткам с собаками-далматинцами подходит дрессировщик Александр Болдырев, 35 лет.
- Я из Луганска, - рассказывает. - Несколько недель назад ко мне мама приезжала. Попробовала пожить в таких условиях. Терпела-терпела, а потом говорит: "Сдаюсь. Я так не могу". Отправил ее домой. А мы уже все привыкли. Я в цирке и с женой познакомился. Алевтина тоже дрессировщица. Теперь работаем вдвоем.
Александр проводит к вольерам с собаками и обезьянами. Из одной клетки торчит мохнатая лапа с 20-сантиметровыми когтями. Александр пожимает ее.
- Здесь у нас три взрослых медведя: Кирилл, Семен и Беня-Одессит. Вес каждого по 450 килограммов. А чуть дальше еще маленький гималайский Фома. Я уже больше 10 лет дрессирую животных. Процесс не быстрый. Риска много. Перед тем, как взять любое животное, мы с женой несколько лет собираем о нем информацию - где живет, что ест, какие особенности содержания. Надо брать еще маленьким, чтобы привыкало к дрессировщику. Когда брали с Алевтиной медвежат, приходилось быть с ними круглосуточно. Доходило до того, что спать ложились втроем - я, жена и медведь. Медвежата среди ночи на кровати тырло сделают, еще и нагадить могли. Но что поделаешь? В каждой работе свои недостатки.
Дрессировщикам лучше всего работать в паре, по технике безопасности.
- Всякое может случиться, - говорит Александр. - Животное может заболеть, взбелениться. Если на арене или в клетке дрессировщик сам, запросто порвет его. Жене как-то медведь чуть не оторвал палец. Если животное почувствовало вкус крови, его надо списывать.
В ящиках стоит рыба, печенье и овощи для зверей.
- Голодом никого не морим, потому что животные дорогие и рабочие. Медведям покупаем клубнику, малину и арбузы. На рынке в прошлом году покупали по четыре ящика малины за день. Когда разгружали, мамки с колясками гуляли. Стали интересоваться, для кого сколько малины привезли. Говорю - для медведей. Они аж рты поразевали. Говорят, мы и детям не всегда можем купить малины, а вы медведей кормите. В сезон фруктов организм животного должен взять все необходимое.
Александр вынимает из клетки черную лису Шурку.
- Дрессировщики знают, что лучше всего, чтобы животные росли в паре. Причем разные. Шурка у нас с пуделем выросла. Как-то ночью оставили ее на улице в вольере. Шурка подкоп сделала и убежала. Кругом темнота. Как тут черную лису искать? Выпустили пуделя. Шурка друга приметила и бегом к нему выскочила.
Мужчина открывает клетку с обезьяной. Показывает макаку Максима.
- Это у нас гроза прокуроров, - смеется. - Как-то были на гастролях в одном городе. После представления к клетке с животными подошел мужчина. Позже выяснилось, что прокурор того города. Решил на животных посмотреть. У животных есть такая мулька - чтобы показать, что ты вожак, надо уверенно и прямо смотреть в глаза. Максим понял, что он тут главный. Набрал своих экскрементов и прокурору в лицо бросил. Но чиновник оказался нормальный, обтерся и посмеялся над этим.
Комментарии
1