Ексклюзивы
четверг, 10 августа 2006 15:39

"Постель, кроме своего мужа, я ни с кем не делила"

  Вия Артмане не позволяла мужу собой руководить
Вия Артмане не позволяла мужу собой руководить

21 июля Вия Артмане отметила свое 77-летие. Последние десять лет актриса живет на даче в 40 км от Риги, с дочерью Кристианой и внучкой Бертой. В столетнем домике, с кирпичной печью и маленькими комнатками.

Она почти не снимается. В вязанной кофточке и брюках, с палочкой в руках, актриса много времени проводит во дворе, ухаживая за цветами. Также вяжет, много читает, смотрит телевизор.

Из театра, в котором проработала 55 лет, Артмане ушла сама.

— Два сезона не было ни одной большой роли. А еще не хотела никого утомлять своим нездоровьем, — объясняет.

47 лет Артмане прожила в самом центре Риги. Но в 1993-м дом передали потомкам прежних владельцев, у которых советская власть когда-то отобрала жилье. Вия тяжело пережила это: у нее было два инсульта и инфаркт.

Семь лет тому назад актрисе дали новую квартиру, но она там не живет. Говорит, что плата за коммунальные услуги почти $200, а это вдвое больше, чем пенсия, которую она получает.

Родилась Артмане на хуторе под местечком Тукумс. Ее отец Фрицис Артман был довольно зажиточным прибалтийским немцем. Мать Анна Заборска — полька. Фрицис умер в 19 лет, за четыре месяца до рождения дочери. Поднимал навес над колодцем и надорвался. Анна батрачила у богатых крестьян. Алида (настоящее имя Вии) помогала ей — пасла коров. Впоследствии они переехали в Ригу.

Мать Алиды рыдала, когда дочка поступила в театральную студию при театре имени Райниса. Батрачка считала профессию актрисы распутной. В студии Артмане посоветовали сменить имя на более благозвучное — Вия. В 1949-м Артмане пришла в театр имени Райниса. Примы восприняли 20-летнюю грацию скептически.

— Что это — актриса? Ни груди, ни зада, — говорили о ней в театре.

Еще девочкой она бегала в театр "Дайлес" — посмотреть на статного красавца Артура Димитерса в роли Ромео. Позже Артур начал за ней ухаживать.

— Он так галантно ухаживал, — говорит она. — Дарил цветы, конфеты, обнимал за кулисами. Я была напугана, ведь он был старше на 14 лет. Да еще и женат на известной скульпторше Эмми Скулме. А я была Золушкой из коммуналки. Даже не было ни однойприличной пары обуви.

Артур несколько лет добивался Вии. Затевал драку с каждым мужчиной, который к ней подходил. Ради нее он ушел от жены. В 1958-м они поженились. Димитерс переехал в коммунальную квартиру. Через год у них родился сын Каспар.

Но их супружеская жизнь была несчастливой. Артур ее безумно ревновал.

Артур ее безумно ревновал

— Актеры — никудышные мужчины, — сделала вывод Артмане.

Долго ходили слухи, будто дочь Кристиану она родила не от своего мужа, а от актера Евгения Матвеева, с которым сыграла в фильме "Родная кровь". В любовники Артмане записывали всех актеров, с которыми она играла. В этот список попал даже генсек ЦК КПСС Леонид Брежнев.

— Я свою постель, кроме мужа, ни с кем не делила, — категорически отрицает Артмане.

Артур был популярным, много играл в театре и кино. На семью и детей времени не было. Но они прожили вместе 27 лет. Когда Артура не стало, Вия долго не могла опомнится. На похоронах она не плакала. Говорит, лишь через две недели поняла, что произошло. И тогда рыдала несколько дней подряд.

— Любовь была только на сцене, — уже спокойнее рассказывает дальше. — А в жизни она прошло мимо меня. Муж давал мне смелость и уверенность, но хотел мной руководить. Ничего не вышло. Но я получила другой подарок судьбы — детей.

Что популярная, Артмане чувствовала, только когда шла с детьми по улице. Ее узнавали, останавливали.

— А мне почему-то было стыдно, — вспоминает ее дочь Кристиана.

Кристиана теперь известная в Латвии художница. Ее дочь Берта поступила в училище прикладного искусства. Сын Вии Каспар писал песни, играл на гитаре. Но из-за того, что пристрастился к спиртному и наркотикам, чуть не погиб. Каспар принял православие. Вслед за ним это сделала вся семья. После крещения Вия получила новое имя — Елизавета. Каспар работает в церквях как художник и плотник. У него два сына. Старший уже сделал Артмане прабабушкой.

Артмане болезненно пережила распад СССР.

— Латвия для меня маловата, — говорит она.

Актрисе вспомнили, что она была членом ЦК Компартии Латвии. Людям не нравится, что она избегает общественной жизни. Артмане приглашали в Москву, но актриса отказалась переехать.

В конце 90-х латвийская власть вручила ей грамоту и маленькую премию — 1000 долларов.

Артмане стареет красиво и по-европейски элегантно.

— По-видимому, это гены. Я ничего не делаю, чтобы хорошо выглядеть. Моя героиня Джулия Ламберт говорит: "Когда мне будет 60, я буду есть сколько влезет!" Я так и делаю. Но в разумных пределах.

1929, 21 июля — Алида Артмане родилась на хуторе возле местечка Тукумса под Ригой; отец Фрицис умер за несколько месяцев до рождения дочки
1949 — академический театр им. Райниса (теперь театр "Дайлес")
1956 — первая роль в фильме "После шторма"
1958 — вышла замуж за актера Артура Димитерса
1963 — снялась в фильме "Родная кровь" с Евгением Матвеевым
1969 — народная артистка СССР
1980 — в телефильме "Театр" сыграла с Иваром Калныньшем
1986 — умер муж Артур
1993 — дом актрисы в центре Риги вернули прежним владельцам, которые жили в нем до советских времен.
От брака с Артуром Димитерсом у Артмане есть сын Каспар и дочь Кристиана. У актрисы трое внуков и правнучка. Дважды меняла имя — сначала на Вию, а несколько лет назад взяла еще православное — Елизавета.

Сейчас вы читаете новость «"Постель, кроме своего мужа, я ни с кем не делила"». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 1
Голосование Как вы обустраиваете быт в условиях отключения электроэнергии
  • Приобрели дополнительное оборудование для жилья для энергонезависимости
  • Подбираем оборудование и готовимся к покупке
  • Нет средств на такое, эти приборы слишком дорогие
  • Есть фонари и павербанки для зарядки гаджетов, нас это устраивает
  • Уверены, что неудобства временные и вскоре правительство решит проблему нехватки электроэнергии.
  • Наше жилище со светом, потому что мы на одной линии с объектом критической инфраструктуры
  • Ваш вариант
Просмотреть