Ексклюзивы
вторник, 25 декабря 2007 16:11

Лина Костенко боялась расплакаться

В столичном Доме кино отметили 90-летие со дня рождения покойного руководителя киностудии им. Довженко Василия Цвиркунова — мужа поэтессы Лини Костенко, 77 лет.

В 17.30 в Синему залу двое мужчин вносят большой портрет еще молодого киноведа Василия Цвиркунова. Говорят, его на один вечер дала Лина Костенко.

В кафетерии рядом с залом пьет кофе писательница Раиса Скалий, 69 лет, и Вадим Скуративский, 66 лет.

Скуративский говорит, что на вечер должна прийти Лина Костенко.

— Может, придет, а может, и нет, — говорит женщина.— Она же такая тщеславная. Помню, как в 1980-ом редактор "Литературной Украины", где я работала, выбросил из ее стихотворения две строфы. На следующий день Лина влетела в редакцию. Редактор как раз стоял на деревянной лестнице и вкручивал лампочку. Она увидела и бросила: "А, о чем с ним говорить, он еще с дерева не слез".

  А еще она дала пощечину директору филармонии. Он за день до запланированной постановки "Маруси Чурай" отменил представление - побоялся. Лина дала ему две пощечины сюда и сюда, — показывает на левую и правую щеки. — Сказала, когда женщина бьет мужчину — это всегда заслуженно.

Скалий допускает, что поэтесса ревновала мужа:

— Когда я звонила на их домашний телефон, трубку всегда брала Лина. Прежде чем передать мужу, спрашивала — кто я и зачем звоню.

Скуративский говорит, что Цвиркунов был влюблен в жизнь и людей.

— Как-то ехал со знакомой Людмилой на такси. Вижу, на остановке возле дома кино стоит Василий Васильевич. Мы остановились, забрали его и подвезли домой. По дороге знакомая все выкрикивала: "Василий Васильевич, Боже, как я вас люблю! Как я люблю украинское кино!". Он рассмеялся и спросил: "Так кого же вы любите: меня или кино?" А затем серьезно добавил: "Правильно, Люся, без любви в этом мире нельзя".

Откуда в вашей фамилии взялось это " ов", вы же Цвиркун

78-летний поэт Дмитрий Павлычко с женой Богданой разговаривают о премьер-министре Юлию Тимошенко.

— Мне нравится, как она одевается, - замечает Павлычко.— Эти ее вышиты рубашки, платья в национальном стиле, ожерелье. Но пусть расскажет, сколько на самом деле у нее денег, а то притворяется бедной.

Жена просит его не отзываться плохо о власти.

— А что мне? — выкрикивает Павлычко.— Я всегда говорил, что думал. Даже покойный Василий Васильевич Цвиркунов просил меня быть более сдержанным и не выказывать откровенного национализма, когда я спросил его: "Откуда в вашей фамилии взялось это " ов", вы же Цвиркун".

В зале все места заняты. Свободно только в первом ряду посередине. Оно для Лины Костенко.

Поэтесса входит в черном костюме. В руках держит букет желтых роз, кладет его на стол перед портретом мужа. Гости встают и начинают аплодировать:

— Сядьте, — говорит Лина Костенко.— Такое грустное событие, что вы здесь организовали.

Аплодисменты стихают. К поэтессе подбегает актриса Раиса Недашкивская, 64 года, одета в длинный бордовый балахон. В руках держит букет цветов, передает его Лине Костенко. Говорит, что это — рождественник, в середине — записка.

Лина Костенко обещает прочесть дома. Кладет букет на стол, рядом с другими цветами.

Недашкивская смотрит на портрет Цвиркунова, громко выкрикивает: "Я в восторге, он совершил подвиг! Быть мужем Лини Костенко — это передовая каждый день".

Поэтесса скромно кивает головой и просит Недашкивскую присесть. встает, подходит к микрофону. Сознается, что переживала, чтобы не расплакаться на этом вечере.

— Плакать можно дома, где никто не видит. А на людях я привыкла держаться. Василий Васильевич до последнего дня оставался рыцарем. У него несколько раз был инсульт. Едва придя в сознание, звонил мне из больницы и спрашивал: "Ну что, ты очень испугалась?". Когда его не стало, я рассматривала его фото и спрашивала, что же мне теперь делать. Он ответил: "Работать".

Василий Цвиркунов — киновед, академик. Мужа поэтессы Лины Костенко, в браке с которой прожил 35 лет. Родился в 1917-ом в с. Новоукраинка Запорожской области. Работал учителем украинского языка и литературы, директором сельской школы. Был начальником спецшколы ВПС, секретарем Ворошиловградского горкома КПУ, ответственным секретарем журнала "Коммунист Украины". 11 лет занимал должность директора Киевской киностудии им. О.П. Довженко. Этот период называют расцветом украинского кино. Цвиркунов разрешил на съемки фильмов "Тени забытых предков" С. Параджанова, "Каминный крест" Л. Осыки и "Колодец для жаждущих" Ю. Илльенко. С 1987 года преподавал в Киевском театральном институте. В 2000-ом умер от сердечной недостаточности, застряв на полтора часа в лифте. Ему было 82.

Сейчас вы читаете новость «Лина Костенко боялась расплакаться». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

1

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 35413
Голосование Какие условия мира и остановка войны для вас приемлемы
  • Отказ от Донбасса, но вывод войск РФ со всех остальных территорий
  • Замороження питання Криму на 10-15 років
  • Отказ от Крыма и Донбасса при предоставлении гарантий безопасности от Запада по всем остальным территориям
  • Остановка войны по нынешней линии фронта
  • Лишь полный отвод войск РФ к границам 1991-го
  • Ваш вариант
Просмотреть