44-летний лезгин Нурик Яхияев 17-й год живет на хуторе Гутишина, в пяти километрах от села Барыш Бучацкого района на Тернопольщине. В 1990 году он приехал в Украину, к жене Ольге. Построил ее родителям дом, выучил язык и остался жить.
На хуторе Гутишина 30 дворов. Все на одной улице, вдоль реки Барышки. Возле домов разрыта земля — недавно крестьянам подвели газ. Кирпичный дом Нурика Яхияева стоит напротив пруда. Во дворе аккуратно сложены дрова.
— Живу без паспорта, — говорит по-украински с акцентом Нурик Зейнудинович, открывая калитку. — Никто не спрашивает, кто я и откуда, чем занимаюсь. Уже четыре года бегаю по консульствам, посольствам. Говорят, мне должны были выдать паспорт россияне. В Киев на заработки езжу по военному билету .
17-летний сын Зейнудин Яхияев учится в 11-ом классе Барышской школы. В селе его зовут Зеньо. Старший — Максим, 21 год, с женой Ириной переехал в Киев. Супруга работает кассиршей в супермаркете "Сельпо", а Максим устанавливает ворота в особняках.
— Меня еще никто не обидел, и я никого, — рассказывает Нурик. — На хуторе гостеприимные люди. Держим корову, на огороде бульбу сажу, сею сахарную свеклу, сено кошу. Раньше был водителем в Баришевке. Сейчас работаю на строительстве в Киеве. Дома бываю нечасто.
Его отец на 54-ом году умер в Дагестане, от болезни легких. Мать ослепла. Она умерла в 56 лет от инсульта. В семье было 9 детей. Двое братьев и две сестры Нурика остались на родине — в селе Асагастал Сулейман-Стальского района Дагестана. Один брат переехал в Казахстан, второй живет в Тюмени, а двое сестер – в Ростове.
С родными общаетесь?
— По телефону, — грустно отвечает Яхияев. — Без паспорта не могу к ним поехать. А сестры и брат не ездят к нам — не любят пересекать российскую границу. Нас в России не очень уважают. В 1992-ом брат Толик из Казахстана приезжал в гости. Я же в Дагестане был в 1997-ом, хоронил маму.
Я — мусульманин, а дети крещеные
Из дома выходит 39-летняя жена Нурика Ольга Яхияева. Вместе они уже 22 года.
— Познакомились в Харькове, оба были студентами строительного техникума. Я схватил Олю и уже не отпустил, — обнимает муж жену.
— Познакомились в 1984-ом, через год поженились в Харькове, — уточняет Ольга. — Свадьбу сыграли в квартире моей двоюродной сестры. В селе удивлялись, что я полюбила лезгина.
Как оказались на хуторе?
— Приехали из Дагестана на два-три года. Думали, построим родителям Ольги новый дом и вернемся, — объясняет Нурик. — Тесть умер, и мы остались. 80-летняя теща Юлия Николаевна живет с нами. Мне нравится, как вы говорите: "Щоб тебе качка копнула", — смеется мужчина. — Я и сам теперь так говорю.
Веру не поменяли?
— Я — мусульманин, а дети крещеные, — отвечает он. — Не хотел себя выпячивать, а жену унижать.
— Он не требовал, чтобы я приняла ислам, — рассказывает жена. — Мы просто расписались. Браком не сочетались ни по чьим обычаям. В Махачкале я придерживалась мусульманских традиций. Их посты строже, чем наши.
— На Рождество, Йордан или Пасху в церковь иду с женой. Хожу и в православную, и в греко-католическую. Меня оттуда не выгоняют, — добавляет Яхияев.
Лезгинку не забыли?
— На день рождения, когда скучно становится или хочется домой, включаю лезгинку во дворе, — подмигивает он жене. — Еще на свадьбах танцую польку, фокстрот. Выучил песню "Ой, під Львівським замком", знаю колядки. Часто угощаю друзей дагестанскими шашлыками. Могу приготовить хи нкал. Это кушанье из курицы и теста, напоминает вашу лапшу.
1963, 5 июня — Нурик Яхияев родился в с. Асагастал Сулейман-Стальского
района республики Дагестан (Россия)
1984 — в Харькове познакомился с Ольгой, уроженкой хутора Гутишина Бучацкого
района Тернопольщины — студенткой строительного техникума
1985 — женился; родился сын Максим, сейчас он с женой живет в Киеве
1986 — Нурик и Ольга переехали к г. Каспийск, недалеко от Махачкалы в
Дагестане; работали на военном судостроительном заводе
1990 — переехали в Украину на хутор Гутишина; Нурик работает шофером; родился
младший Зейнудин, сейчас — ученик 11-го класса Барышской школы
1992 — на хутор из Казахстана приехал брат Нурика Анатолий
1997 — Нурик ездил в Дагестан на похороны матери
1999 — построили в Гутишине дом
Комментарии
2