14 февраля на столичном Байковом кладбище похоронили бывшего министра иностранных дел Геннадия Удовенко. Он умер от рака желудка 12 февраля в киевской больнице "Феофания" на 82-м году жизни.
В 10.00 к клубу Кабинета Министров по ул. Институтской, 7 подъезжает черный катафалк. Внутрь гроб заносят восемь военнослужащих из почетного караула Минобороны. Открывают веко.
- А его не узнать, так сильно похудел, - говорит усатый распорядитель похорон. - Таким статным мужчиной был. Да, смерть никого не щадит.
В зале два одинаковых портрета Удовенко – тот, что больше, висит на стене, поменьше стоит перед гробом. Вдова, Дина Григорьевна, снимает очки, платочком вытирает глаза. Возле нее на стульях сидят дочь 58-летняя Елена с сыном Алексеем и мужем, консулом Украины в Болгарии, Олегом Барановским. Они приехали из Болгарии.
- У них была прекрасная семья, - рассказывает 78-летняя Галина Менжерес, бывший заместитель председателя Киевского горисполкома. Она в розовой шляпке. - Гена с Диной познакомились еще в университете. Когда он окончил его, поехал работать председателем колхоза в какое-то село в Сквирском районе. Несмотря на то, что Дина была дочкой политического деятеля (министра сельского хозяйства УССР Григория Бутенко. - "ГПУ"), отправилась за ним. Три года там прожила и ни разу не сказала, что хочет вернуться в город.
На улице стоит экс-глава Киевской облгосадминистрации 55-летняя Вера Ульянченко.
- Удовенко очень часто в министерство брал молодые кадры. Некоторые политики относятся к ним с недоверием. А он терпеливо относился к молодежи. Никто не мог вывести его из себя, - говорит.
На полуслове разворачивается, подбегает к бывшему президенту 58-летнему Виктору Ющенко. Помощники протягивают им букеты. Толпа около клуба расступается, пропускает Ющенко и Ульянченко.
- Удовенко был настоящим украинским министром, с нынешними не сравнить. Я сочувствую всей нации, потому что мы потеряли героя, - говорит Ющенко.
Перед входом стоят "руховцы" с флагами.
- О, вон Ельченко. Надо поздороваться, - говорит один из них. Подходит к послу Украины в России 53-летнему Владимиру Ельченко.
- Для меня Геннадий Иосифович был вторым отцом, - рассказывает посол. - Он фактически принял меня на работу, отправил в первую командировку в Нью-Йорк. В 1990 году мы вместе готовили письмо к секретарю ООН. В нем сообщали, что Верховная Рада Украины приняла Декларацию о государственном суверенитете. А после того, как было одобрено решение о государственном флаге, мы с Удовенко в штаб-квартире ООН вместе его повесили. Флаг заказали в диаспоре, потому что его негде было взять. В шесть утра договорились с охраной, что нас пропустят, и вывесили. Это вызвало негодование в Москве, но Геннадий Иосифович сумел все устроить. До скандала не дошло. А флаг тот висит до сих пор.
Ельченко отходит, чтобы обнять знакомого. Потом продолжает:
- Удовенко любил хорошее виски и вино. Где бы ни был - в Варшаве, Нью-Йорке, - за столом рассказывал гостям о местной кухне. Что надо употреблять и с чем. Он любил ходить по магазинам - покупал костюмы, рубашки, галстуки. Одет всегда был с иголочки. Брендовые вещи советским дипломатам были недоступны, что мы там зарабатывали? Я как второй секретарь получал 1023 доллара, а он на полтысячи больше.
С несколькими охранниками заходит бывший президент 74-летний Леонид Кучма. По правую руку около него экс-премьер Валерий Пустовойтенко. Оба кланяются покойнику.
- Геннадий Иосифович стал министром в сложные времена, - Леонид Кучма складывает на животе руки в замок. Говорит уставшим голосом. - Тогда стоял вопрос: выдержит Украина или нет? В России раздавались голоса, что наша независимость - это "Мелкое транспортное происшествие". Да и весь мир так думал. А старый Буш, когда приехал в Украину, сказал: "Почему вы от Горбачева убегать собираетесь? Давайте как-то вместе в Советском Союзе". Геннадий Иосифович сделал все, чтобы мир знал: на карте появилась такая страна - Украина.
Подходит к экс-мэру столицы Александру Омельченко, 74 года. Пожимают руки.
- У тебя все вверх растет, - Кучма показывает на его седые волосы с прической "ежик". - А у меня вниз.
- О, Порошенко, смотри, - шепчутся две женщины, торгующие цветами на площади. Они тоже пришли попрощаться с Удовенко. - Как осунулся! Кровоподтеки под глазами. Говорят, сын Януковича у него фабрику "Рошен" забрал в Виннице. У нас на районе только об этом и говорят.
- А вон рыжик, - одна из женщин тычет пальцем на 56-летнего Владимира Огрызко. Он работал атташе в Нью-Йорке, когда Удовенко председательствовал в Генеральной Ассамблее ООН.
- Геннадий Иосифович учил, что перед важными встречами следует поужинать. Чтобы потом не тянуло на бутерброды, - рассказывает в это время Огрызко неподалеку.
Торговки перечисляют, кого здесь видели из известных людей.
- Два бывших президента, два премьера - Азаров и Пустовойтенко, мэр Попов, - говорит женщина в красном берете. - Слушай, а где Янукович?
- Так он же в Туркменистане, договаривается за газ. А этого спикера, как его… Рыбака ты забыла, - говорит младшая. - А где похоронят?
- На 52-м участке Байкового. Там, где все знаменитые лежат.
Вдоль центральной аллеи работницы лопатами расчищают снег. Удовенко хоронят возле директора столичного цирка Владимира Шевченко и актера Богдана Ступки. Вблизи могилы становятся "руховцы" с флагами. Юноши из почетного караула Министерства обороны выстраиваются в два ряда.
- Ребята, а венки кто носить будет? - тихо спрашивает распорядитель.
Несколько бросаются выносить охапки цветов, складывают их наземь. Их сапоги скользят по утоптанному снегу. Венки не помещаются. Ставят их в два ряда. Несут один высокий из живых белых роз с надписью "от Юлии Тимошенко".
На кладбище приехали почти 200 человек. Несколько немолодых мужчин плачут.
- Это старая гвардия. Не пойду к яме, мне расстраиваться нельзя. Я после операции, - говорит статная женщина в черной шляпке.
- Вы сапожки теплые будете переобувать? - подходит к ней молодой водитель. - Замерзли?
- Да зачем? Уже конец. Иди, прогрей машину.
Распорядитель просит людей остаться на прощальный салют. Говорит, после сообщит, где состоится поминальный обед.
Комментарии
1