Ученый секретарь НИИ экономики Эдуард Добжанский, 68 лет, встречает Новый год не с елкой, а с ди духом. Его делают в последнюю субботу перед Рождеством и ставят в левом углу комнаты. Рожь для него выращивают сами. Эдуард Добжанский — язычник. Рождество празднует в ночь с 23 на 24 декабря.
— Вот перед вашим приходом подмел пол, только что с женой закончили вязать ди духа, — встречает хозяин на пороге двухкомнатной столичной квартиры. Выключает телевизор, и садятся на диване под веткой засушенной вербы. Говорит, она осталась с Купальського праздника. На стенах деревянные диски с лучиками — символ Дажбога.
— Пришли друзья. Каждый делал ди духа для себя. Я учил их, — рассказывает Добжанский.
На старой швейной машинке "Зингер" лежит незаконченная мужская вышиванка.
— У Эдуарда Ивановича таких сорочек семь, — гордо говорит 64-летняя хозяйка Таислава. — Вышиваю их ему на Пасху и Рождество. А еще пошила мужу три костюма. Детей нужно было поднимать, денег не было, — объясняет. — Не отличишь от фабричных. Пришла в ателье обработать петли, а меня спрашивают: "А чего вы купили костюм без петель?".
Эдуард Иванович несет добротный синий костюм в белую полоску.
— Хожу в нем на работу, — говорит.
Он уже на пенсии. Но работает ученым секретарем в НИИ экономики Минэкономики.
На швейной машинке "Зингер" лежит вышиванка
Дидух стоит возле машинки. Он изо ржи, с несколькими стеблями овса, перевязанный косичкой из соломы.
— Новогодняя елка — дерево неживое, — объясняет хозяин. — Это хорошая сказочка, не больше. А ди дух символизирует семь колен рода. Поэтому в нем количество ржаных пучков кратное числу семь. Наши предки праздновали Рождество в самую короткую ночь года, когда открываются врата для общения с духами предков.
Интересуюсь, изучал ли хозяин свой род до седьмого колена.
— Я в архивы не обращался, — жалеет Эдуард Иванович. — Не думаю, что это можно заказать за деньги. В 1937 году у нас целое колено пропало. В Клавдиево под Киевом праздновали свадьбу. Две "воронки" с энкаведешниками, чтобы не ездить по домам, остановились возле двора, в котором гуляли люди. Всех загрузили в машины. Осталась моя двоюродная прабабушка Константина Владиславовна, которая не пошла на свадьбу. У нее заболел ребенок. Она и рассказала мне эту историю.
На полу лежит кипа календарей. Их сняли со стола, чтобы освободить место для ди духа. Хозяин называет их кругом святости. На них садится беременная кошка Лима. Женщина прогоняет ее.
Добжанский рассказывает, что вместе с группой ро днове ро в расставил в календарях давние украинские праздники на их законные места.
— Праздник Купала там не 6 июля, а 22 или 23 июня — в самую короткую ночь.
Его жена Таислава свое имя получила в 1999-ом, после посвящения. В паспорте она Таисия Андреевна. Об обряде посвящения рассказывает неохотно. Говорит, что человеку, прошедшему его, покровительствуют стихии — огонь, вода, воздух и земля.
Женщина выходит на кухню. Она готовит 12 рождественских блюд. Кроме кутьи, печет каравай, жарит рыбу, капусту с черносливом. Мясо ро днове ры не едят.
За 30 километров от Чернобыля у Добжанских дача.
— Это за Киевским морем, поэтому там чисто, — заверяет хозяин. — Ежегодно засеваем шесть-восемь квадратных метров ржи. Тася жнет её серпом. Из неё выходит восемь ди духо в. А картошку не садим. Это вредный продукт, в нем много крахмала.
Эдуард Иванович одной рукой подает пальто, а второй пытается поймать мо ль.
— Это все из-за ржи, — говорит.— Как только меня Тася с этой мо ль ю терпит?
1938, 22 сентября — Эдуард Добжанский родился в Киеве в семье преподавателей географии и украинского языка
1960 — окончил географический факультет Киевского университета
с 1965 — работает в НИИ экономики Министерства экономики Украины
1960 — женился на Надежде, через год родилась дочь Елена
1969 — появилась на свет дочь Оксана
1982 — женился на технике Института гидромеханики Таисии; от первого брака у нее есть 44-летний сын Сергей и 36-летняя дочь Елена
1993–1994 — заместитель председателя Киевской городской организации НРУ
1997 — создал в Киеве общество ро днове ро в "Троица"
Комментарии