28–30 сентября будут праздновать 5772-й еврейский Новый год. В Умань съехались паломники-хасиды. В этом году их ожидается до 30 тыс.
Об особенностях празднования рассказывает Даниель Даян, 68 лет, руководитель благотворительного фонда им. рабе Нахмана. Общаемся по телефону через его заместителя Шимона Бускилу, 28 лет. Последний хорошо владеет русским языком.
Как можете объяснить то, что в Умань приезжает все большее количество паломников из Израиля?
— Умань популярна среди хасидов потому, что здесь похоронен рабе Нахман, — переводит с иврита. — Первые годы приезжало меньше тысячи паломников, но хотели — многие. Мечта каждого хасида — посетить могилу праведника. Те люди, которые приезжали сюда на еврейский Новый год, получали исцеление, они были счастливы. Тем более, что рабе Нахман в своем учении много говорит об Умани. Перед смертью он завещал, чтобы передали всем: тех, кто приедет на его могилу и будет читать псалмы Давида, даст на пожертвование несколько копеек, он спасет от наибольшего зла.
Удается ли мирить во время конфликтов паломников с уманцами?
— Все зависит от того, какой человек. И к хасидам, и к уманцам нужно иметь подход. Ты говоришь с человеком, видишь его характер, и только тогда понимаешь, как можно решить тот или другой вопрос. Нужно знать, когда быть строгим, когда хорошим.
Начали говорить, что лучше было бы перенести могилу рабе Нахмана в Израиль.
— Об этом нельзя даже думать. Есть люди, которые так говорят. Но этого никто не сможет сделать. Это не вещь, а большая святыня. Она должна быть там, где он завещал. Даже если перенести могилу, его дух будет здесь.
Какой наибольший грех для хасида?
— Рабе Нахман говорил, что наибольший грех — быть грустным. Это от сатаны. Человек должен быть всегда счастливым. А счастье и радость — от Бога. Поэтому хасиды всегда улыбаются, танцуют, поют.
Комментарии