"У меня холодно, — предупреждает 72-летний киевский мультипликатор Радна Сахалтуев. Он стоит посреди однокомнатной мастерской. В ней одно окно на всю стену, заклеенное бумагой. — Иногда так мерзну, что одеваю трое штанов".
Стол завален карандашами и чернильными ручками. Посредине радио "Панасоник". На старом, еще с советских времен диване куча рисунков. На полу — одноконфорковая электроплита. Стену занимают полки с книгами.
— Читаю качественные детективы и произведения о Вторую мировой и солдатах Вермахта, — говорит хозяин. — В них колоритная фактура, я ее для рисунков беру. Слышали последние новости? — спрашивает через плечо, заваривая чай. — Ющенко на Крещение купался в Днепре. Лучше бы он этого не делал. Чтобы купаться нагишом, нужно иметь такое тело, как у Путина.
На столе стоит пожелтевшее фото в деревянной рамке — мужчина с девочкой. Интересуюсь, кто это.
— Мама и дедушка, — рассказывает Сахалтуев. — Дед был врачом, в 1920-х годах возглавлял наркомат ми нздрава Бурятии. Мама работала учительницей русского языка, а отец — зоотехник. Его репрессировали по 58-й статье, за контрреволюцию. Сказали, что ящуром скот заражает. Он погиб в лагере. Потом отчима арестовали, тоже по 58-ю статье. Больше мама замуж не выходила.
Говорит, что на родине, в столице Бурятии Улан-Удэ, бывает нечасто.
— Хотя у меня там живет дядя Яков, — оживляется. — Там нужно заказывать гостиницу, это дорого. Паспорт у меня уже давно украинский.
Показывает рисунки на столе.
— Делаю иллюстрации к книжке "Мертвые души". Ее написал 82-летний киевлянин, живущий в Великобритании. Его сын, занимающийся в Лондоне нефтяным бизнесом, хочет выдать произведение в Киеве. В нем одновременно живут Сталин, Мефистофель и Гоголь, — крутит пальцем возле виска. — Гитлер показан евреем. Мой друг, мультипликатор Додик Черкасский, сказал, что за эту книжку гореть мне в вечном огне.
Замечает, что с годами все тяжелее настраивается на работу:
— В молодости работаешь целый день. Если надо, ночуешь на студии. А сейчас сначала читаю газеты "Известия" и "Спорт-Экспресс", а рисовать сажусь во второй половине дня. Пенсия у меня 700 гривен. Подрабатываю, чтобы детям помочь, но заработки небольшие. За 16 черно-белых картинок к книжки-раскраски "Остров сокровищ" мне заплатили 750 грн. Тираж продался, поэтому дали еще премию — 250 гривен.
У Радны Сахалтуева от двух браков трое детей.
Мы встречались недолго, а потом я сказал: "Пойдем распишемся"
— Первая жена Алла была помощницей режиссера на "Киевнаучфильме", — вспоминает он. — Симпатичная блондинка среднего телосложения. Мы встречались недолго, а потом я сказал: "Пойдем распишемся". Кажется, это было на кухне или на студии...
В этом браке родились сын Адриан, которому теперь 35 лет, и дочка Ирина, 41 год.
— Ира занимается дизайном. Адриан — мультипликатор, снял клип для Оззи Осборна. У меня с детьми хорошие отношения. Хотя, может, я этого и не заслуживаю, — продолжает хозяин.
От первой жены художник ушел к младшей на 13 лет Екатерине, тоже ассистентке режиссера.
— Алла после нашего развода в религию ударилась. Не вылезает из церкви в Дарнице. Ежегодно ездит в Грецию на богомолье, — говорит он.
В браке с Екатериной родился сын Алексей. Ему сейчас 32 года.
— Бедная Екатерина Матвеевна! — вздыхает Сахалтуев. — Я был алкоголиком, даже в дурдоме лежал — сам попросился. Теща приятеля устроила в "Павловку" по блату. Там ежедневно после обеда укол делают — пока не нары гае шь ся, не остановишься. Потом перевели в штрафную палату. Там психи набросились на меня. Санитар лениво молотил их большим железным ключом на кожном ремешке.
Говорит, как только вышел из больницы, сразу запил:
— Не пью лет восемь, даже пива. А вот Додик пьет. Когда захожу с ним в Дом кино, из всех комнат выскакивают какие-то люди: "Додик, дорогой, пойдем вы пье м". У него не бывает похмелья.
— Когда-то вы работали в журнале "Перець"...
— Я начинал в "Перце", когда там были гиганты — Толя Аратюнянц, Валера Зеленский, Сережа Герасимчук, — рассказывает художник. — Главным редактором был Макивчук — маленький, горбатый и всегда злой. Но журнал он делал хороший. Во время оранжевой революции все " перчане" нацепили оранжевые банты. Главный художник в палаточном городке завел шарманку: "Украина поднимется, Россия развалится". Но как был похож на бомжа, так и ходит. Журнал теперь на грани вымирания. Да еще и редактор неудачный — платит по 50 гривен за картинку.
Фильмы Сахалтуева озвучивали актеры Армен Джигарханян, Зиновий Гердт, Евгений Паперный. Спрашиваю, дружит ли с ними.
— Лучше всего знал ленинградского композитора Жору Фиртича, написавшего музыку к "Капитану Врунгелю", — откидывается на спинку стула. — Жора пиджак не снимал даже в самую большую жару. Как-то подрался с питерским композитором Олегом Каравайчуком. Приехал в Киев и хвастается: "Я размазал эту тварь по стенке". Но Жорина мама сказала нам по секрету, что после той драки Фиртич лежал в больнице, — хохочет хозяин. — У него было пять или шесть жен. Жил с ними по очереди, но у них тоже были мужчины на стороне.
Фильмы "Веселый художник" и "Семейный марафон" Сахалтуев рисовал с аниматором Владимиром Дахно, ныне покойным.
— Дахняра был ужасно ленивый, — оживляется хозяин. — Приходил на работу после обеда. Рассказывал, что допоздна работает, поэтому утром ему тяжело просыпаться. Но он допоздна читал. В последние годы "поехал" на своих "Казаках", только о них и разговаривал.
Прощаясь, Радна Сахалтуев перебирает визитки на столе и наталкивается на буклет бурятской общины:
— Самый знаменитый земляк там Юрий Ехануров. Мы виделись раза три. Приятный, а вот его жена — гордая женщина. Недавно он ее впервые повез в Бурятию. Их накормили рыбой хариус, еще и с собой дали. Жена Еханурова говорит, что в Бурятии лучше, чем в Америке. Как-то они поехали в Вашингтон. В ресторане заказали чаю, а им принесли виски с льдом. Она заявила: "Нужно было в Бурятию ехать. Там бы точно принесли чай".
1935, 15 мая — Радна Сахалтуев родился в столице Бурятии Улан-Удэ
1961 — по завершении ВГИКа приехал на "Киевнаучфильм"
1975 — лечился от алкоголизма
1988 — получил звание заслуженного художника Украины
1992 — снял последний фильм "Безумные макароны"
2006 — с Давидом Черкасским иллюстрировал книжку "Некамасутра" столичного
бизнесмена Александра Меламуда
Создал 20 анимационных фильмов, в частности "Приключения капитана Врунгеля"
(1977–1979), "Доктор Айболит" (1982–1983), "Остров сокровищ" (1987–1988)
Комментарии
3