С 28-летним Ярославом Грабовским встречаемся на лестнице пятиэтажки по ул. Постышева в Умани на Черкащине. Мужчина в синей униформе спасательной службы держит шоколадку и плюшевого слона — пришел в гости к семье 83-летней Марии Калюжной.
24 января в доме произошел пожар. Грабовский вынес из огня полугодовалую Яну Задорожную, внучку Калюжиной.
Двери на четвертом этаже открывает 33-летняя Елена Задорожная. Женщина в декретном отпуске, с мужем живет вблизи местного пивзавода, часто приезжает в гости к бабушке Марии Калюжной.
— Тут все и случилось, — Елена ведет в комнату. — Мы с Яной пришли в гости. Родителей моих уже нет в живых, осталась бабушка и мамина сестра. Сидели в квартире, я с малышкой игралась, форточки открыты. Почувствовала запах дыма.
На кровати переворачивается Яна. Ярослав передает гостинцы Елене, берет ребенка на руки.
— Соседи на втором этаже зажгли свечу. Молились, наверное, — рассказывает Ярослав Грабовский. — Не поняли, когда свеча сгорела. На столе начала гореть скатерть, огонь перекинулся на занавески.
— Я выскочила из квартиры. Спустилась на второй этаж — у соседей маленький ребенок. Кинулась к квартире, а там ковры пылают, — вспоминает Елена Задорожная. — Закричала: "Давайте мне ребенка, я вынесу". Кто-то передал мне мальчика, я с ним на улицу выскочила. Отдала его на руки, кинулась в свою квартиру, а пройти не могу, все в черном дыму. Преодолела одну лестничную площадку. Чувствую, что задыхаюсь, дальше идти не могу и ничего не вижу. А там же Яночка в квартире осталась.
К дому N3 на Постышева подъехали пожарные машины.
— В таких случаях пожарную команду разделяют на две группы: одна тушит огонь, другая — спасает людей, — объясняет Грабовский. Яна щупает руками его блестящие погоны. — Я пошел эвакуировать людей. Вижу, женщина кричит. Кинулась ко мне, рассказывает, что ребенок осталася в комнате.
Грабовский показывает окно, через которое по пожарной лестнице залез в квартиру.
Когда выносил ее, на лестнице потеряли пустышку
— Малышка — молодец, не испугалась, не заплакала. Лежит себе на кровати, пустышку сосет. Я ее на руки — и в окно, обратно на лестницу. Только на улице начала кричать. Мы уже когда в пожарную часть вернулись, поняли, почему молчала: когда выносил ее, на лестнице потеряли пустышку. Тогда она и разволновалась.
— Я внучку ругала, — говорит Мария Сергеевна. — Своего оставила, а чужого спасать побежала.
— Во второй раз так не поступила бы, — добавляет Елена. — Очень тогда испугалась за своего ребенка. Яночка у меня первая, долго ждала ее.
— Мы в тот день еще двоих пенсионерок эвакуировали из соседних квартир, — продолжает Грабовский. — Детей из огня приходится редко спасать.
Рассказывает, что в пожарной части работает 10 лет. Получил звание прапорщика.
— В детстве мечтал стать космонавтом. Тогда у всех была такая мечта. А к рискованной работе привык. Умирать не страшно, все когда-то на небе будем. За годы службы такого насмотрелся, что было бы странно, если бы Бога не было. И веселое также случается. Летом пришлось спасать бездомного пса. Щенок забился в угол между гаражами, а назад выйти ума не хватает. Кричал полдня. Кто-то вызвал нас. Пришлось один гараж отодвигать, чтобы освободить собаку. Она же живая, жаль.
Яна Задорожная стягивает с головы пожарника картуз. Примеряет.
— О, малышка, так ты пожарником будешь, — шутит Грабовский. — У меня тоже дочь, Настя, 5 лет. Жена Алла сначала часто ссорилась со мной из-за работы, но уже привыкла.
















Комментарии