- Только что рассмотрели шесть проектов обустройства общественного пространства имени Небесной сотни. Ни одного не выбрали. Объявим международный конкурс. То ли людям неинтересно, то ли талантливых архитекторов нет? - рассказывает главный архитектор Львова Юлиан Чаплинский, 34 года. Полтора года тому назад был назначен на должность. В среду соглашается на прогулку по городу.
В обед Юлиан Чаплинский выходит из Ратуши. В толпе выделяется высоким ростом. Он в белой рубашке и синем пиджаке, такого же цвета летние туфли. Имеет бороду.
Какой должен быть памятник Небесной сотне?
- Основное условие - чтобы это была не скульптура, а общественное пространство - сад, фонтан, водоем, мост, сквер. Памятники в классическом виде должны уйти.
Вам как коренному львовянину уютно в городе?
- Шутите? Кто во Львове может похвалиться тем, что коренной? Мои родители - из области. Я здесь родился. Но вполне доволен. Вот идем свободно по центру. Он пешеходный. Этим не может похвастаться даже Киев.
Вывески на магазинах не режут глаза. Они должны быть допустимых размеров и цветов. Даже этот "Рошен", - кивает на большой магазин сладостей на Галицкой площади, - сменил вывеску с гигантской до нормальной.
Есть план уменьшить количество билбордов. С каждым годом все реже будут появляться на улицах, чтобы резко не ударять по фирмам по их обслуживанию.
Люди сетуют на проблему с парковками, следует немедленно строить подземные паркинги. В них есть свои минусы. Когда в одно и то же время утром все начинают выезжать, заторы гарантированы. В Европе каждый имеет машину. Но никто не ездит на них по хлеб. Есть велосипеды, трамваи. У меня тоже есть машина, но пользуюсь ею, когда надо отвезти ребенка в школу. Все лето добираюсь на работу на трамвае. И мне удобно.
Юлиан идет медленно. Поправляет на ветру кудрявые волосы. Предлагаю осмотреть город с летней открытой площадки на одной из крыш. Чаплинский приглашает подняться на отель "Швейцарский" на ул. Князя Романа. Наверх едем на лифте, на последний уровень поднимаемся по крутой металлической лестнице. Перед нами открывается терраса с цветами, столиками, диванами. Пара в углу - единственные гости. С трех сторон за стеклянным ограждением - панорама старого Львова. Веет легкий ветер. Садимся за столик посредине.
Откуда у людей деньги на квартиры? Новостройки растут на глазах.
- Трудовые мигранты присылают, переселенцы из Донбасса и Крыма. Остальные - просто вытрясают зашитое в подушку. Недвижимость в нестабильное время - хорошее капиталовложение. Прогнозирую, что все эти новостройки скоро закончатся. В следующем году строительство пойдет на убыль и за пять лет прекратится. Так было в Днепропетровске с 2004-го до 2008-го. Массово росли многоэтажки. Но все само собой прекратилось. Это дало хорошую школу архитекторов.
Чаплинский заказывает себе кофе за 70 грн. Просит официанта, чтобы не забыл подать к нему воду. Беру стакан апельсинового сока за 28 грн.
Где все эти люди будут работать? Львовские заводы разрушены и уже не будут восстановлены.
- Не надо их. Советская власть хотела сделать Львов промышленным. Но он таким никогда не был, потому это и не прижилось. Львов издавна был интеллектуальным, городом деловых встреч и творческих идей. Здесь работали в банках, творческих мастерских, были театры, рестораны, читальни. Вскоре построим еще несколько больших бизнес-центров для "айтишников".
Японская фирма "Фуджикура" открыла предприятие по скручиванию кабелей. Уже год не может набрать работников. Оказалось, львовяне неохотно идут на такую работу.
Чаплинский зажигает папиросу "Парламент". Просит у официанта пепельницу.
Каким видите центр Львова? Сейчас здесь двери в двери - пивные заведения. Можно ли сделать центр города более интеллектуальным?
- Музеи опустели. Картинная галерея - пуста. На выставки приходят только художники. Люди идут в кафе. Есть спрос - есть предложение. Плюс в том, что конкуренция уничтожит некачественные заведения питания.
Но не всех львовян интересует пиво.
- Амстердам - наибольшее скопление инженеров. Однако в центре работают проститутки. Такая практика, когда центр перестает быть домашним, есть везде.
Архитектор встает и приглашает пройтись по открытой террасе.
- Видите, пробел между старыми домами? На том месте есть проект возведения современного дома. Люди категорически против и блокируют работы. Все хотят, чтобы город законсервировали и новое не сооружали. Мы не можем жить прошлыми веками.
Бывшая австрийская власть не побоялась пойти вперед. И возводила дома выше на несколько уровней - показывает два старые разной высоты. - Уже тогда планировалось инновационное строительство. Мы не можем везде ставить хаты под соломенными крышами как дань прошлому.
Мэр предложил должность за кофе
Юлиан Чаплинский родился во Львове в семье музыкантов. Окончил Национальный университет "Львовская политехника". Работал в проектных организациях. В 2006-ом создал свое архитектурное бюро. Вошел в рейтинг топ-100 архитекторов Украины архитектурного журнала "А+С".
Полтора года тому назад его назначили главным архитектором Львова.
- Несколько раз виделись с мэром Андреем Садовым, - рассказывает. - Говорил, что хочет прийти ко мне в мастерскую. Я думал, мэр всем творческим людям такое говорит из вежливости. Когда сказал в шестой раз, пригласил его на кофе. Так он предложил мне должность главного архитектора.
Чаплинский знает английский и польский. Планирует выучить еще два языка и получить еще по крайней мере одно образование. Разбирается в музыке, интересуется биологией.
Жена 33-летняя Наталия - социальный работник. Воспитывают двух дочек - 9-летнюю Викторию и Янику, 2,5 года.
Ездит на "Мерседес GL".
Комментарии