— Женщина, вы просто обязаны выпить чай. Иначе мне придется заплатить свои деньги, — говорит 45-летняя Елена, проводник плацкартного вагона поезда Львов — Новоалексеевка. Пассажирка достает из бумажника 5 грн.
К купе проводника идут двое мужчин, хотят купить пива. Елена берет две бутылки из холодильника.
— Официально мы не имеем права продавать его. Но пассажиры просят. Покупаю товар на конечных станциях. На каждой бутылке имею сверху 10–15 гривен, — говорит. Фамилию не называет. — Еще беру орешки, чипсы. Иногда торгую водкой, но из-за этого бывают проблемы. Раз у меня люди купили, потом начали буянить. Подрались с другими пассажирами, порвали постель. Меня оштрафовали на треть зарплаты. Раньше и едой приторговывала. Но это невыгодно, пассажиры везут свои продукты. Зарплата проводника зависит от количества часов в рейсе. В среднем это 155 часов на месяц. Платят 3 тысячи гривен. Дополнительно — за работу в праздничные дни и ночные рейсы. Зимой доплачивают за отопление вагона углем. Если работать без выходных, можно получить около 5 тысяч. У нас есть нормы. Восемь из десяти пассажиров должны выпить чай. Зимой покупают хорошо, продаю дополнительно и свой. А летом не могу выполнить норму. Хожу по вагону, уговариваю. Смена длится трое суток, потом столько же выходных. За поездку дополнительно зарабатываю до 600 гривен.
В Мелитополе просят взять передачу во Львов. Елена соглашается. За услугу берет 150 грн.
— Когда в Крым ездили, то в Симферополе передачи приносили мешками — персики, абрикосы. Из Одессы передавали базарникам товар. Проводник сам решает, сколько это стоит. В основном берут половину или треть стоимости билета. Тут яблоки везут. Переспрашиваю пассажиров, что в сумке. Раз передали, сказали свежина. Среди ночи та свежина стала кричать на весь вагон. Свинья оказалась живой. Ее чем-то усыпили. Молилась, чтобы не услышал начальник поезда, потому что могла вылететь с работы. Из Мелитополя раньше сами возили черешни, приторговывали ими во Львове. В плацкартном вагоне работать проще, чем в купе. Пассажиры менее конфликтны. Когда везем инвалидов, должна застелить им постель. Но беру за это 5 гривен. Лямки, которые цепляют на верхние полки, даю бесплатно. Но пассажиры не умеют крепить их. Сделаю это за 10 гривен, — объясняет. — Постель сейчас очень страшная — серая, в пятнах. За дополнительные 15 гривен принесу почти новую.
Зарядить телефон в поезде можно бесплатно, но ни одна розетка не работает.
— Позволяю зарядить в своем купе. Час стоит 10 гривен. За 20 могу час поиграться с чьим-то ребенком. Закрываю в своем купе, включаю мультики. Или даю несколько книжек, чтобы разглядывали. Раз ехала семья, где четверо детей. Средний мальчик постоянно цеплялся к пассажирам. А ко мне пришел в купе и тихонько сидел. Так мама заплатила за всю дорогу, чтобы он со мной ехал. Бывает, в дороге женщина с мужчиной познакомятся, хотят вдвоем побыть. За 200 гривен могу сдать купе на ночь. Сама иду на свободное место. Почти всегда есть боковое.
Комментарии