Банки не предупреждают клиентов об изменении условий договора
— Определить, надежный банк или нет, трудно. Отчетность, которую финучреждения подают в Нацбанк, часто не отвечает действительности. Раньше вкладчикам советовали обращать внимание на невысокие проценты, отсутствие скандалов вокруг банка, стабильность финансовой группы. Сейчас это не работает. Средние или низкие проценты по депозитам не гарантируют, что сможете забрать деньги, — говорит 43-летний Ростислав Кравец, старший партнер адвокатской компании "Кравец и партнеры".
Недавно Нацбанк принял новые правила финансового мониторинга. Они позволяют регулятору ввести временную администрацию в любой банк в любой момент.
Часть клиентов банка "Михайловский" (признали неплатежеспособным в мае этого года. Главу правления финучреждения обвиняют в присвоении 870 млн грн. Клиенты несколько раз устраивали акции протеста, перекрывали столичную ул. Крещатик. — ГПУ) не получат компенсации от Фонда гарантирования вкладов. Люди заключили договоры с финансовыми компаниями. Банк выступал как посредник. Это впервые возникла такая ситуация?
— Много банков привлекают средства через финансовые компании. Но в таком количестве, как в "Михайловском" — впервые. Эту ситуацию трудно назвать аферой. Потому что ее контролировал Нацбанк. Знал о финансовых компаниях, которые привлекали средства вкладчиков.
Как действовать пострадавшим вкладчикам?
— У клиентов есть квитанции о внесении средств на счет банка. Он должен был нести обязательства. После банкротства — Фонд гарантирования вкладов. Но последний решил не возвращать средства. Это манипуляция. Всем вкладчикам с депозитами менее 200 тысяч гривен необходимо подать заявления в Фонд гарантирования вкладов с требованием вернуть средства. Если откажется включить в перечень вкладчиков, обращаться в суд. Подавать иски о признании неправомерными действия или бездеятельность лица, уполномоченного на ликвидацию банка. Также обращаться с исками к Нацбанку о бездеятельности регулятора, что привело к банкротству банка.
Были случаи, когда банк сам возвращал деньги клиентам?
— Два-три случая. Это банки, где временную администрацию ввели по политическим причинам или из-за нарушения финансового мониторинга. У них было достаточно средств. Поэтому деньги физическим лицам вернули. А вот юридические лица даже здесь остались ни с чем.
Финучреждение обанкротилось, а договор вкладчика признали никчемным. Что делать?
— Люди, которые держали в банке больше 200 тысяч гривен, могут подать три вида исков. К владельцам банка, руководству, Фонду гарантирования вкладов. Последний гарантирует сумму менее 200 тысяч гривен, что установлено законом. Однако некоторые вкладчики добились судебных решений относительно взыскания больших сумм. Также судятся с Нацбанком из-за неподобающего контроля за деятельностью банков.
Какие шансы выиграть суд у тех, кто хочет вернуть больше 200 тысяч?
— Все эти дела до сих пор в судах. Несколько позитивных решений есть.
Какая часть клиентов теряет деньги после банкротства банка?
— Во всех учреждениях по-разному. У Дельта банка — до 25 тысяч вкладчиков с депозитами более 200 тысяч гривен. И это только физические лица. Большинство денег в банке обычно принадлежат юридическим лицам. А это — огромные средства. Они теряют 80–85 процентов.
Назовите распространенные способы, как банки обманывают клиентов.
— Меняют в одностороннем порядке любые условия договора. Клиентам не сообщают. Например, на сайте учреждения появляется информация о повышении комиссии на содержание банковской карточки или изменение ограничений на снятие кредитных денег. Считают, что банк сообщил клиентам. Но как часто люди заходят на сайт?
Комментарии