— Первый бумажник пошил пять лет назад для брата. Научился по видеоурокам в интернете, — говорит 33-летний Игорь Дашко из Киева. Изготовляет кожаные бумажники, обложки для паспортов, чехлы для мобильных телефонов.
— Сначала это было хобби. Потом стало собственным делом. Увлечение помогло реабилитироваться после АТО. До войны был менеджером по работе с персоналом и инженером. По возвращении домой решил работать на себя. Когда шью, отвлекаюсь от плохих мыслей. Деньги в дело вкладывал постепенно. Прикупал новые инструменты, менял кожу, разрабатывал выкройки.
Всю работу выполняю вручную. Работаю дома. Нанимаю художника. Плачу ему за каждый рисунок, в зависимости от размера. Простое портмоне могу пошить за несколько часов. Но все согласовываю с заказчиками. Мне важно нравиться людям, чтобы они оставляли положительные отзывы. Бывало, заказчик выбрал определенный цвет нитки, а в изделии ему не понравилось. Я переделывал. Все рисунки также согласовываем.
В последнее время модно делать именные подписи на бумажниках. Чаще всего пишут банальные — любимому мужу или жене. А вот с рисунками удается покреативить. Имел заказ от коллеги, чей родственник много путешествует. Нужно было сделать особенную отделку. Нарисовали пирамиды, сфинкса и другие картинки, которые напоминают о путешествиях.
Игорь Дашко зарегистрировал собственную торговую марку "Укроп". Его изделия стоят от 300 грн до нескольких тысяч. Продает через соцсети.
— Когда начинал бизнес, читал, что он сезонный. В действительности у меня есть заказы весь год, даже летом — очередь. Это благодаря рекламе в соцсетях. В ближайшее время хочу арендовать место под мастерскую и научиться шить на машинке. Ручной труд забирает много времени. В прошлом году меня пригласили на выставку-ярмарку, а изделий в запасе почти не было.
— Главная ошибка, которую допускают предприниматели, — немассовое производство. Пошить одно изделие стоит значительно дороже, чем сделать десяток подобных, — объясняет эксперт по развитию мелкого предпринимательства 45-летний Олег Власенко.
— Производство оригинальных товаров популярно в больших городах. В дело нужно вложить от 10 тысяч гривен. Дешевле всего открыть цех по изготовлению обуви. Для пошива сумок, бумажников нужны дорогие швейная машинка и нитки. Дело окупится за два года. Прежде чем начать продавать, следует зарекомендовать себя на рынке. Например, активно участвовать в ярмарках производителей.
Комментарии
1