
Завтра исполняется 245 лет от дня рождения Мари Тюссо — одной из самых успешных женщин в истории. В лучшие времена за день она зарабатывала на стометровый отрез шелка — почти драгоценность в ХIX веке. Сейчас "Музей мадам Тюссо" — самый известный музей Лондона. Его ежемесячная прибыль — $700 тыс. Входной билет стоит $25.
Мари Тюссо в детстве не давали карманных денег. Хотя семья французского скульптора Филиппа Куртиуса, в которой выросла Мари, была зажиточной. Девушка с 15 лет зарабатывала сама. Лепила из воска игрушки, цветы и фрукты, раскрашивала их и продавала. За месяц могла позволить себе платье и шляпку. 17-летней, вместе с отцом, известным в Париже скульптором, она отправилась делать бюст Вольтера. Через несколько месяцев философ умер. В руках Куртиуса и Мари оказался единственный восковой портрет. Мари предложила накинуть на бюст сюртук и выставить в витрине мастерской. Этот ход сделал мастерскую Куртиус очень популярной. Позже по заказу Жозефины Мари вылепила бюст Наполеона и получила 5 тыс. ливров.
В 20 лет Мари заправляла всеми делами мастерской. Бизнес развивался прекрасно. До Великой французской революции Мари зарабатывала 1 тыс. ливров в месяц. За эти деньги она могла купить 7 тыс. буханок хлеба.
В 34 года Мари выходит замуж — за Франсуа Тюссо, повесу и франта. Их супружеская жизнь складывалась непросто. Да и мастерская в послереволюционной Франции стала неприбыльной. Мари бросает мужа и с двумя детьми перебирается в Великобританию.
Ее коллекции восковых фигур гастролировали по всему миру. Прибыли Мари выросли настолько, что за два года она могла купить целый квартал в центре Лондона. В 1835 году в английской столице открывается Музей мадам Тюссо.
— Я счастливый человек, — говорила 89-летняя Мари, встречая 1850 год. — У меня есть все. То, чего мне не хватает, — я могу запросто купить в ближайшем магазине.
Мари Тюссо умерла в том же году.
Киевский музей восковых фигур не имеет больших прибылей
Вход в киевский музей восковых фигур стоит 10 грн. За день в большие праздники в нем бывает до сотни посетителей. Директор музея Алексей Сажин открыл заведение на свой страх и риск. Шесть лет боролся с мэрией за право государственной аренды помещения в центре города. В конце концов снял у частных лиц подвальное помещение на улице Пушкинской. Во сколько ему обходится эта аренда, Сажин не говорит. Отмечает лишь, что музей самоокупается.
— Можно заниматься разным бизнесом — нелегальным или прибыльным. Мне по душе этот приятный, который почти не дает выгоды, — говорит Сажин.
Площади 100 кв. м не хватает и для половины восковых фигур, которые есть в запасниках. Но директор надеется, что музей когда-нибудь таки будет давать достаточно большие прибыли.
Комментарии