— Прошлый год отметился подорожанием коммунальных услуг. Цена выросла как для населения, так и для предприятий, — говорит энергетический эксперт Мария Яковлева, 48 лет.
Подорожание газа для населения было требованием Международного валютного фонда. Цены и дальше будут расти?
— В действительности подорожание газа не является требованием МВФ. В меморандумах за 2017–2018 годы сказано, что Украина может свободно выбирать экономическую политику. Проблема в том, что правительство решило просто поднять цены на газ. Вместо того, чтобы предложить другой план действий. Например, договориться о переходном периоде на пять лет, чтобы подготовить граждан к рыночным ценам на газ. За это время разработать для населения программы утепления жилья. Компенсировать людям не менее 50 процентов расходов на установление счетчиков, замену окон и дверей, утепление внешних стен, чердаков, подвалов. Выделить деньги на модернизацию тепловых пунктов, строительство котельных, установления тепловых насосов и солнечных батарей. Тогда украинцы сократили бы потребление ресурсов вдвое.
Также нужно думать, как увеличить доходы граждан. Нужно запустить экономику, чтобы люди могли зарабатывать. В бюджет поступало бы больше налогов. За счет их можно повысить пенсии. Только тогда украинцы смогут спокойно платить за газ по рыночным ценам.
Откуда Украина поставляет голубое топливо?
— Ежегодно потребляем около 30 миллиардов кубических метров газа. Из них 20 — собственный ресурс. 10 миллиардов покупаем в Европейском Союзе. Поставляем из Польши, Венгрии, Словакии. В среднем тысяча "кубов" импортного газа стоит 300 долларов.
Чиновники говорят, что удешевить газ для населения поможет увеличение собственной добычи.
— Это можно сделать. В 1990-х подобную ситуацию имели с мобильными телефонами. Тогда они стоили до 2 тысяч долларов. Сейчас самую простую мобилку можно купить за 300 гривен. Потому что много предложений. Сегодня правительство говорит, что у нас рыночная цена на газ. В действительности имеем одну компанию, которая добывает ресурс, и цены, которые регулирует государство. Они не зависят от объемов добычи. Кабмин должен устанавливать цену на основе себестоимости ресурса и обоснованного процента прибыли, по закону о ценообразовании. Себестоимость тысячи "кубов" газа собственной добычи — 1700 гривен. В то же время Укргаздобыча получает прибыли на уровне 300 процентов. Чтобы снизить стоимость топлива для населения, прибыль компании нужно уменьшить хотя бы до 100 процентов. Тогда цена на газ с транспортировкой будет составлять 4500 гривен за тысячу "кубов". Это даст возможность на 20–30 миллиардов гривен сократить бюджет субсидий.
Задолженность за коммунальные услуги составляет более 38 миллиардов гривен. Что делать с долгами?
— Нет официальной информации, сколько из этой суммы составляют долги государства, а сколько — населения. В прошлом году на субсидии из госбюджета выделили более 70 миллиардов гривен. Власть анонсировала, что помощь получали 7 миллионов домохозяйств. Если разделить сумму на всех, то выходит по 11 тысяч гривен. На 2019 год бюджет субсидий — 58 миллиардов гривен. В ней нуждаются 6 миллионов семей, по официальным данным. То есть выплата в среднем должна составить 9700 гривен. Это нереальные счета. Министр социальной политики Андрей Рева называет другие цифры — около 1500 гривен на домохозяйство. Возникает вопрос — где официальная информация о размере субсидий, количестве получателей, долгах государства за жилищно-коммунальные услуги.
Правила оформления субсидий в прошлом году изменяли дважды. Благодаря этому уменьшилось количество субсидиантов?
— Новые правила более справедливы. Они исключают возможность оформления двойной субсидии. Убирают тех, кто может самостоятельно оплатить коммунальные услуги. Поэтому количество субсидиантов сократилось. Однако имеем другую проблему. Люди жалуются в социальных сетях, что им безосновательно отказывают в субсидии. Граждане, которые действительно нуждались в государственной помощи, остались без нее.
Комментарии