Ексклюзивы
понедельник, 26 февраля 2007 17:30

Вера Паранчук живет на краю карстовой пропасти

Автор: фото: Христина ШЕВЧУК-СТАРЕЦКАЯ
  Вера Паранчук (справа) из поселка Шкло Яворовского района Львовщины показывает яму, которая образовалась возле ее дома. Пока не выпал снег, пропасть ежедневно увеличивалась на полметра
Вера Паранчук (справа) из поселка Шкло Яворовского района Львовщины показывает яму, которая образовалась возле ее дома. Пока не выпал снег, пропасть ежедневно увеличивалась на полметра

Во дворе семьи Паранчуков из поселка Шкло Яворовского района Львовской области в 4 м от дома образовалась яма. Она  глубиной 1,5 и ди аметром 3 м. Хозяева боятся даже и думать, что бы случилось, если бы провалилась земля под домом.

— Ближе всего к воронке детская комната, — вздыхает 31-летняя Вера Паранчук. К женщине прижимаются 4-летняя Аленка и 8-летняя Марийка. — Ночью дети спать боятся. Когда земля провалилась, такой грохот был, будто взорвался снаряд.

С 1964 года поблизости Шкло производственное объединение " Сер а" добывало серную руду. На территории поселка образовались карстовые пустоты. Чтобы не было пропастей, предприятие заполняло их водой. Через восемь лет люди начали жаловаться на трещины в домах. Жители Шкло в страхе, что их жилища в любой момент могут очутиться под землей.

Шкло расположено вдоль дороги из Новояворовска на Краковец. В одноэтажных домах живут почти 6 тыс. крестьян. Есть военный санаторий "Шкло", известный сероводородными источниками и торфянисто-ми неральной грязью.

— После закрытия Яворовского государственного горно-химического предприятия " Сер а", где работали большинство наших крестьян, люди научились обходиться сами, — рассказывает поселковый голова Любовь Кит, 44 года. — В настоящее время у нас работают 82 частные фирмы. Поселок нормально развивался бы, если бы не 40-летняя деятельность "Серы".

Любовь Степановна предлагает пройтись по селу, осмотреть дома, которые пострадали от техногенного влияния.

На улице Львовской почти развалилась летняя кухня.

— Здесь жили Цекалишины, — говорит Любовь Кит. — Когда кухня упала, они были в доме. В прошлом году семью переселили.

В десяти метрах от подворья образовались две 50-метровые ямы.

Слышно, как трескаю тся стены и шумит по д землей река

— С другой стороны пропасти дома сдвигаются понемногу, — ведет дальше председатель. — А что, как стены не выдержат давления? Слава богу, пока не было жертв. Однако мы не застрахованы от беды.

77-летняя Мария Шуберт живет в одноэтажном 4-комнатном доме. Ежемесячно латает глиной большие трещины. Те, которые образовались на прошлой неделе, прикрыла тряпками.

— С мужем всю жизнь дом ставили, а на старость негде голову преклонить, — плачет баба Мария. — Ночью страшно спать — слышно, как трескаются стены и шумит под землей. Наверно, под домом подземная река.

Дом Паранчуков на учете с 1993-го. Тогда на стене с северной стороны образовалась трещина. Через некоторое время дали трещины и другие стены.

— Члены комиссии из райгосадминистрации периодически ставили "маяки" и видели, что трещины увеличиваются, — рассказывает Вера Паранчук. — Но только теперь, когда образовалась яма, нас поставили на внеочередное выселение. Да и что с того. В поселковом совете говорят: на новое жилье для переселенцев нет средств — нужно ожидать. А наш дом может провалиться в любую минуту.

Раньше "Сера" обследовала аварийные дома, занималась переселением крестьян Шкло в Новояворовск. В прошлом году предприятие закрыли, и проблемы жителей стал решать поселковый совет. В прошлом году из зоны карстовых пропастей мы отселили 14 семей.

— Мы обращались к председателю Верховной Рады Александру Морозу с просьбой найти такие средства, — говорит поселковый голова. — Получили письмо-ответ, что парламент гарантирует выделить деньги на протяжении следующих двух лет. Как же быть с теми, кто нуждается в немедленном выселении?

Заместитель председателя Яворовской райгосадминистрации Игорь Гевко, 43 года, говорит: члены комиссии по исследованию карстовых пропастей трижды посылали в Верховную Раду документы, которые подтверждают: в случае неотселения десяти семей села Шкло из аварийных домов, может произойти беда.

— Постоянно получаем отказы, мол, недостает определенных документов, — жалуется Гевко. — Хотя всю необходимую документацию мы собрали.

В настоящее время на учете комиссии по исследованию карстовых образований 70 домов. В срочном выселении нуждаются 20 семей. В районном бюджете 2007-го средств на квартиры для шкло вчан не предусмотрено.

Сейчас вы читаете новость «Вера Паранчук живет на краю карстовой пропасти». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 35413
Голосование Какие условия мира и остановка войны для вас приемлемы
  • Отказ от Донбасса, но вывод войск РФ со всех остальных территорий
  • Замороження питання Криму на 10-15 років
  • Отказ от Крыма и Донбасса при предоставлении гарантий безопасности от Запада по всем остальным территориям
  • Остановка войны по нынешней линии фронта
  • Лишь полный отвод войск РФ к границам 1991-го
  • Ваш вариант
Просмотреть