Единственная в Западной Украине линия по прессованию и сортировке использованных пластиковых бутылок действует с сентября в поселке Микулинцы Теребовлянского района Тернопольщины. Каждое воскресеные сюда привозят тару из Тернополя и Теребовлянского района.
Сортировальный цех размещен на окраине поселка.
— Обратите внимание — никакого вреда экологии. Даже запаха специфического нет. Так как мы не переделываем пластик, а лишь сортируем, — проводит экскурсию по предприятию владелец линии Богдан Буртак, 37 лет. Он является также директором фирмы "Катруб", которая вывозит мусор из областного центра.
— Мы обслуживаем около 50 процентов территории города. Увидели, что пластика люди выбрасывают много. А одна пэт-бутылка на разлагается 200 лет. Установили 450 сеток для пластика около каждого своего контейнера в областном центре, еще сотню в Теребовлянском районе.
В цехе работают 10 человек — восьмеро сортировщиц и двое мужчин, которые пакуют прессуемые бутылки в тюки. Их рабочий день с 8.00 до 17.00. Какая зарплата — не говорят.
— Выше средней, — улыбаются женщины. Они в спецовках, резиновых рукавицах и нарукавниках. — Работа нетяжелая. Да и лучшей в селе все равно не найдешь.
Белые бутылки — самые дорогие, потому что изготовлены без красителей
Бутылки по конвейеру автоматически поднимают на второй этаж. Женщины сортируют их по цвету.
— Цены на бутылки разные. Одна тонна стоит от 1,5 до 2 тысяч гривен. Белые бутылки — самые дорогие, потому что изготовлены без красителей, они экологически чистые. Дальше по стоимости идут синие, коричневые и зеленые, — объясняет Буртак. — Отсортированные бутылки прессуем. Одна машина отвозит 6–7 тонн использованных бутылок. Сбываем их на заводы по переработке пэт-бутылок во Львов и в город Баранивка Житомирской области.
За день линия выпускает приблизительно пять тюков по 160–180 кг.
— Мы год работали над созданием этой линии. Ездили перенимать опыт в Голландию, Германию. Вложили миллион гривен. Мощность составляет 500 тонн в год, — продолжает Богдан Николаевич. — Все оборудование украинское. Только мотор немецкий.
Пока линия работает на половину мощности — три-четыре дня в неделю. С сентября здесь уже рассортировали более 30 т пластику. Это около 600 тыс. бутылок.
— Сейчас не сезон. Летом работы будет вдвое больше, — убежден Богдан Буртак. — Благодаря этой линии 0,25 процента пластика попадает не на свалку, а на переработку. В будущем планируем увеличить этот показатель до 2 процентов. Здесь проблема не в количестве сеток для пластика. Можно тысячи их поставить, чтобы через каждые два шага были. Главное, чтобы люди выбрасывали пластик именно в специальные контейнеры. Потому что из мусоропровода он к нам не попадает.
Мусорники со стеклотарой вычищали бомжи
Львовская фирма "Экосервис" перерабатывает использованные пэт-бутылки на гранулы. Из них делают волокна для ковров, синтетические нити и пэт-бутылки. Кроме тернопольчан, сюда свозят пластиковые отходы коммунальщики из Калуша на Ивано-Франковщине.
В Калуше бытовые отходы сортируют в четыре контейнера. В ящики с зеленой крышкой — стекло, синей — бумага, в сетчатые контейнеры — пэт-бутылки, в коричневые — остальной мусор.
— Люди хорошо понимают, куда нужно бросать пластиковые бутылки, а вот со стеклом и бумагой еще немного путаются, — говорит 52-летний Юрий Рекунов из горсовета. — Пэт-бутылки везем на переработку во Львов, стекло, — во Франковск, а бумагу сдаем в местные пункты приема макулатуры.
Мэрия Калуша планирует создать на городском полигоне специальную линию, где будут сортировать весь мусор. На это нужно около $3 млн.
Несколько лет назад эксперимент по сортировке отходов провели в Ривне — на улицах поставили контейнеры для органических отходов, стекла, тряпок, пэт-бутылок. Однако горожане сбрасывали все в одну кучу. А мусорники со стеклотарой быстро вычищали бомжи.
Подобный эксперимент проводят сейчас в Сихивском районе Львова. Недавно здесь установили 30 сеток для пэт-бутылок.
— Жители пока активно приобщаются к такому нововведению. Один контейнер наполняют примерно за три дня, — говорит голова Сихивского района Иван Лозинский.
Два года назад руководители Закарпатья и представители австрийской фирмы "Аве групп Австрия" договорились о масштабном проекте. Область должны были разделить на четыре зоны, в каждой из которых должны были построить перегрузочные станции, отдельный полигон для склаироания отходов и сортировальный завод. Однако жители сел, которые должны были бы соседствовать с мусорником, активно протестовали против этого. Инвесторы ушли.
Виктория ЦИМБАЛИСТА, Елена ВЛАСОВА, Мария САВКО
Комментарии