"Я 13 лет болею диабетом. Как увидела, что последних пациентов отвозят в Монастыриск и Коропец, а на двери больницы замок вешают, плакала и бежала, чтобы не закрывали. Но кто меня послушает?" — рассказывает 43-летняя Вера Надорожная из села Устя-Зеленое Монастыриского района Тернопольщины.
Участковая больница в Усте-Зеленом обслуживала девять близлежащих сел. Во время июльского наводнения медицинское учреждение подтопило. А в сентябре государственная служба борьбы с экономической преступностью подала материалы о "фиктивных актах обследования участковой больницы". Вроде бы чиновники из сельсовета пытались украсть у государства 2,2 млн. грн. Районная прокуратура возбудила уголовное дело по факту злоупотребления властью и служебным положением. Ремонт больницы перестали финансировать. Строители уехали.
— Длится досудебное следствие. Там нужно провести независимую экспертизу. Мы не выдавали предписания прекращать строительство, — говорит районный прокурор Вячеслав Леминец, 49 лет.
— Приехала проверка из Тернополя, хотели брать данные у людей. Пациентов пугали ответственностью и говорили писать, что они не видели воды на первом этаже. А кто теперь будет отвечать за то, что больница разваливается? — спрашивает председатель Устя-Зеленского сельсовета 53-летний Василий Нич. — Прокуратура не брала у нас данных. А осрамила на целый земной шар, потому что данные уже в Интернете есть!
Участковая больница расположена в яме. Туда во время наводнения стекала вода.
— Мы 22 сентября делали измерения. Здание размещено ниже уровня грунта — где на пять сантиметров, а где и на метр, — показывает чертеж заместитель председателя Монастыриского райсовета Степан Бойко, 46 лет. — Днестр до дома не дошел, был на соседней улице Почтовой. Но месячной норме воды, которая выпала в те дни, просто не было куда деться. Все пошло на больницу.
На стенах больницы в Усте-Зеленом видны мокрые следы на метровой высоте от земли. Штукатурка отпадает от малейшего прикосновения. Под окнами сгнили доски и выброшены батареи. На потолке второго этажа большая дыра. Потолок вздулся, потрескался.
— Это было, как война. Свет выбило, ливень, всюду паника. Я за свечами на первый этаж больницы спускался. Стал шлепанцем на пол — а там вода, — вспоминает фельдшер 57-летний Владимир Лысенко. — Раньше люди могли сюда из соседних сел фирой приехать. А теперь как доберутся? До Монастыриской больницы отсюда 22 километра, до Коропца — 40.
К селу проложили новую дорогу. Но автобус сюда не ездит.
Штукатурка отпадает от малейшего прикосновения
— У меня постоянно сердце болит и давление скачет. А у мужа — астма. В стационаре капельницы ставили, уколы эуфилина делали. А на дому в вену боятся колоть, — показывает полный ящик лекарств Иванна Галицкая, 71 год. — Какой у нас, старых, транспорт может быть? Нечем до районной больницы доехать, по пути можно умереть. В сыром доме будем зимовать. Пусть бы тот госпиталь был. А как нет, пусть бы еще старых повывозили бы вместе с больницей.
От постоянной сырости люди болеют. Ни рентген, ни кардиограмму не делают — электричество в больнице так и не подключили. Закрыт стоматологический кабинет.
— Если нужно куда поехать, чтобы нам больницу открыли, то вы скажите, — идет по болоту в резиновых сапогах 75-летняя Анна Богдан. — Мы уже совсем не годные. Но будем просить и плакать, чтобы такого с нами не делали. Еще жить хотим. Я на том наводнении черпала воду и через окно из дома выливала. Думала, не пущу ее. Так астматический бронхит себе заработала. А муж онкобольной. Ему нужно трубку от катетера перекладывать. Кто это делать теперь будет?
— Я с 1979 года здесь работаю. Больницу никогда не закрывали. Мы же обслуживаем девять сел, а это пять тысяч населения, — рассказывает главный врач Роман Кравец, 54 года. — На "скорой" бывает два-три раза за день отвозим больных в район. Больница от наводнения пострадала. А теперь от дождей — еще большая беда. Строители крышу раскрыли и не успели накрыть. На 40 минут работы им осталось, но не доделали. Две палаты намокли полностью. Матрасы, мебель — все пропало.
На сессии районного совета депутаты приняли решение подавать в суд на районную прокуратуру. Жители нескольких сел, которые лечились в Усте-Зеленом, написали обращение с 300 подписями к премьер-министру Юлии Тимошенко.
— Люди работали денно и нощно! А после этого говорят, что там "профукали средства по фиктивным актам". Если бы хоть кто-то из тех стражей порядка, приехал и посмотрел, как заменяют крышу, ремонтируют здание. Никто тех денег не растранжиривал. Ну нельзя на человеческой беде делать себе погоны или медали! — говорит губернатор Тернопольщины Юрий Чижмарь, 33 года. — Я добьюсь, чтобы сюда приехала комиссия из Генпрокуратуры и все проверила. Тогда мы дадим оценку каждому стражу порядка, который там работал.
Комментарии