— К неприятному запаху паленой резины от цементного завода мы уже привыкли, — говорит Мария Дзебак из села Дроговиж около райцентра Николаев на Львовщине. На окраине города с 1950 года работает Николаевский цементный завод. В окружающих селах жалуются на его вредные выбросы, неприятный запах и оседание пыли и пороха на дворах и огородах.
— Раньше когда заходила в дом, то бегала смотреть, не горит ли техника или проводка, а теперь знаю, что это с улицы так тянет. А сколько того пороха во дворе, на колодце оседает. Уже знаем, что если пыли немного меньше, то не все печи запустили. Птому и дети наши болеют. В каждом доме вам скажут, что если не аллергия какая, так кашель душит.
Специалисты Государственной экологической инспекции во Львовской области называют предприятие "Николаевцемент" одним из самый больших загрязнителей воздуха в регионе.
— На предприятии используют мокрый способ производства цемента, а это связано с пылевыми выбросами. Для улавливания пыли установлены пылегазоочистка, фильтры, но на предприятии часто случаются остановки печей, а их запуски происходят с исключенным фильтром, так предусматривает технологический процесс, — говорит Роман Ярема, начальник отдела Государственной экологической инспекции во Львовской области. — Выбросы в воздух идут практически без очистки.
Юристы Международной благотворительной организации "Экология-право-человек" считают, что предприятию незаконно разрешили выбрасывать в воздух значительно больше вредных веществ, чем предусмотрено законодательством. Правозащитники-экологи обратились во Львовский окружной административный суд для обжалования такого разрешения на выбросы.
— Во-первых, в разрешении, выданном предприятию областным управлением экологии и природных ресурсов, предусмотрена возможность выбрасывать твердых суспендованых частиц, пыли почти в 15 раз выше нормы, установленной законодательством, — говорит руководитель юридического отдела Международной организации "Экология-право-человек" Ольга Мелень. — Это нас насторожило, потому что по европейским нормам, к которым мы идем, предприятия могут выбрасывать 50 миллиграмм на метр кубический, а "Николаевцементу" разрешили выбрасывать 800 миллиграммво. А люди же вдыхают этот воздух. Это провоцирует развитие разных респираторных заболеваний, аллергические реакции, ухудшается работа дыхательной системы. Поэтому мы и требуем в суде, чтобы управление экологии пересмотрело нормы, указанные в разрешении на выбросы.
Ситуация ухудшилась, когда французский концерн "Лафарж", главный акционер предприятия с 1999 года, внедрил альтернативные виды топлива. Ради экономии здесь сжигают изношенные автомобильные шины.
— Во время сжигания шин в воздух попадают такие тяжелые металлы, как ртуть, кадмий, — добавляет Ольга Мелень. — В разрешении же об их содержимом нет ни одного упоминания. А в управлении экологии мы услышали примитивное объяснение: "На "Николаевцементе" нам сказали, что тяжелых металлов в выбросах цементного производства нет, поэтому мы и не вносили этот пункт в разрешение на выбросы". Придется через суд требовать его внесения.
В управлении экологии и природных ресурсов специальные условия выбросов объяснять отказываются. Говорят, все комментарии можно будет получить после решения суда.
Комментарии